Оксана Вовченко
Опытническая деятельность в ДОУ по формированию природоведческих понятий
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитывая ребенка нельзя ограничиваться традиционным интересом его к диким и домашним животным, к растениям и т. п., необходимо заботиться о развитии интереса и к физическим явлениям. Включая ребенка в процесс поиска причины физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы, и у него возникает желание узнать новое, понять непонятное, необходимо помогать ему в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира. Дошкольника знакомят с доступными для данного возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления т производить с ними преобразования. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полное и правильное представление о внешних свойствах явлений неживой природы, так и некоторых внутренних связях и отношениях.
Публикация «Опытническая деятельность в ДОУ по формированию природоведческих понятий» размещена в разделах
Знакомство дошкольников с явлениями неживой природы должно отличаться по содержанию и методам от школьного обучения. Прежде всего, детей необходимо знакомить с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадают в поле их зрения в быту. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и проводиться в увлекательной форме. Введение в неживой мир природы должно происходить без сообщения ему каких – либо законов в формализованном виде, без заучивания, запоминания и повторения любых правил. При этом необходимо, чтобы в основе процесса ознакомления лежали действия ребенка с реальными компонентами явления. Иными словами, материальные объекты, их свойства и отношения должны находиться в пределах поля зрения ребенка, должны быть связаны с его целенаправленной деятельностью.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды, способствующей развитию активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. Сформировать определенную сумму естественнонаучных знаний позволяет включение в образовательный процесс ДОУ специально организованных занятий с детьми. Так, в детском саду развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, может быть представлена «центрами науки» во всех возрастных группах, что позволяет создать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данных уголках мы относим экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования, вследствие чего у детей развиваются представления об основных физических явлениях, явления земного и магнитного притяжения, они знакомятся с различными свойствами воды и других веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, перед детьми ставят проблемные задачи (огонь-это тепло, это жизнь; и огонь – это уничтожение всего живого). Усвоение детьми представлений о физических свойствах происходит и в других видах деятельности : игре, моделирование, конструирование, чтении литературы, труде на участке и в уголке природы и т. д.
Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развитие познавательного интереса, познавание основ его мировоззрения. Возможность изучения детьми дошкольного возраста некоторых природных закономерностей на конкретных примерах доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями (С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова, И. А. Хайдурова, З. П. Плохий).
Эксперименты можно квалифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов :
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле и т. д.
3. По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-10 детей);
- коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
6. По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
- первичные
- повторные;
- заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживается общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей :
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории:
- демонстрационные;
- фронтальные.
Наш опыт экспериментальной работы также подтверждает данное утверждение. Это означает, что у ребенка можно и должно формировать систем научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено через специфически дошкольные виды деятельности.
Для дошкольника доступны три типа экспериментальных задач:
- Как доказать, что (воздух может передвигать предметы ит. п.).
- Сколькими способами можно осуществить это действие (потушить свечу, перенести воду из одной банки в другую, сдвинуть предмет со стола и т. п.).
- Предскажите, что получиться, если (положим иголку на поверхность воды, положим монетку в блюдце, заполненное водой до самых краев; какой из предметов покатиться дальше, проникнет в песок на большую глубину, не сгорит и т. п.).
Знакомить детей с физическими свойствами окружающего мира необходимо с родителями. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений. Нам хотелось бы, что бы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал. Воспитатели рассказывают о том, как организовать опыты, эксперименты в домашних условиях. Ниже приведены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома. В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку – ведром или губкой). Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность, экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по- твоему воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет? Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать. Проделывая эту работу, ребенок научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
И в заключении хочется добавить, что критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т. е. умение ребенком определять цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.
Литература
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е., экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие. -СПБ., 2014.-128с.
2. ЭфрусиП. О. Мир восприятий и мышление ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. -М., 1980.