Галина Дёмина
Диагностика природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовлен:
Дёминой Галиной Владимировной,
воспитателем МБДОУ
«Детский сад №16 ст. Архонская»
ЦЕЛЬ: выявить сформированность понятия «живое»; понимание детьми слов «живое» и «неживое» (на основании каких признаков дошкольники судят о «живом», классифицируют объекты на живые и неживые).
Ребёнку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем «живое» отличается от «неживого». В случае затруднения помогают вопросами.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
-Что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?
Темочки:
-Что объединяет все живые существа?
-Как ты думаешь, всё живое может передвигаться? А деревья, цветы - живые? Передвигаются ли они?
-Что нужно всему живому на Земле? Отбери картинки, на которых нарисовано то, что относится к неживой природе, но необходимо всем живым существам.
-Что произойдёт с живым существом, если не будет света (воздуха, воды, земли и др. ?
ЦЕЛЬ: выявить умение различать сезоны и определять словом их характерные признаки.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
-Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
-Назови признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.
-Как ты узнал, что наступает осень?
-Какое время года было до неё? Какое наступит после?
-Чем отличается осень от лета и зимы (Сравнить длину дня, состояние погоды и др.).
ЦЕЛЬ: выявить характер, объём конкретных и обобщённых знаний, умение дошкольников группировать животных на основе генетического
родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.
Ребёнку предложить назвать известных птиц (рыб, насекомых и др., определить характерные признаки представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых и др., чего нет у других животных).
При обследовании знаний детей выяснить понимание связи внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
-Где живут рыбы (птицы и др. ?
-Могут ли рыбы жить без воды
-Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
-Как передвигаются другие животные?
-Чем питаются животные?
-Почему улетели грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?
-Почему не видно насекомых?
-Почему зимой медведь спит, а заяц и белка нет?
-Почему у большинства животных детёныши рождаются весной?
С помощью различных «экологических пирамид» и построения пищевых цепочек выявить знания дошкольников об отношениях живых организмов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
-Нужны ли животным растения? Растения могут обойтись без животных?
-Есть ли в природе «ненужные» животные (растения? Что случится, если исчезнут все насекомые?
-Какие враги есть у животных? Как они спасаются от врагов?
Затем ребёнку предложить разложить по порядку картинки с изображением сезонов и их периодов (начало, середина, конец, обосновывая свои действия.
ЦЕЛЬ: выявить понимание детьми слова «растение», знание общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по месту произрастания.
Из разложенных на столе картинок ребёнку предложить выбрать те, на которых изображены растения. Назвать знакомые растения, указать их части. Дать задание «собрать растение». Ребёнок складывает растение из частей, используя карточки - модели, на которых изображены стебель, листья, корень, цветок.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
-Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки?
-Что нужно для того, чтобы растение росло?
-Как ты узнаёшь, что растению не хватает воды (света, тепла?
-Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает растение
-Где растут растения
-Какие растения растут в лесу (на лугу, огороде и др.? Назови одним словом растения леса (луга, сада, огорода).
-Найди ошибку художника и дай пояснения. (Использование картинок с сознательно допущенными ошибками: водные растения растут в лесу, лесные - на огороде и др.).
-Когда листва берёз начинает желтеть, а клёна и осины - краснеть?
-В какой период осени начинается листопад?
-Почему увяли, сбросили листья деревья и кустарники?
-Почему весной и летом растения растут, цветут, дают плоды и семена?
-Что происходит с ними зимой? Как узнать, что деревья и кустарники зимой живые?
Предложить ребёнку, используя картинки - модели, рассказать о последовательности развития животного (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит рост и развитие птицы, лягушки, насекомого и др.)*
Выявляя понимание детьми сущности взаимодействия человека и животных попросить рассказать:
-Почему человек заботится о животных?
-Какие это животные?
-Как люди охраняют природу?