Елена Филиппова
Воспитание нравственно-этических понятий у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Родина – это сложное и многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям – матери, отцу, к своему дому, улице, на которой живешь, родному городу, родной природы. Чувство любви к Родине является общечеловеческой ценностью и носит глубоко исторический характер.
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Публикация «Воспитание нравственно-этических понятий у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Он проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за ее неудачи и беды, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Существует многообразие подходов к воспитанию патриотизма, в том числе через любовь к родной природе и родному дому, чувство собственного достоинства, сострадание, сочувствие, доброту, способность вставать на точку зрения другого и переживать чужую беду как свою, волю к свободе, стремление к единению с другими людьми на основе любви к другим.
К средствам патриотического воспитания относятся : устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыка, художественная литература, игра, самостоятельная детская деятельность. Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания является :
Комплексный подход;
• Знание педагогом истории и культуры своего народа;
• Правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
• Тематическое построение материала;
• Совместная работа детского сада и семьи.
• На сегодняшний день задачи патриотического воспитания следующие :
• Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу;
• К культурному наследию своего народа;
• К природе родного края;
• Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве.
Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом, флагом нашей страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В современных программах воспитания говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка уже в дошкольном возрасте сознания своей причастности к судьбе Родины.
Герб и флаг в ходе исторического развития приобрели разнообразные функции: они объединяют людей, являются отличительными знаками для человека, сообщества, государства, символа власти.
Ознакомление детей с гербом и флагом страны имеет большое значение не только для воспитания чувства патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также для формирования социальных навыков поведения, общения. Кроме того, у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать символы, повышать интерес к творчеству.
При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно.
Работа с родителями в этом направлении, на мой взгляд, также не менее важна. Это объясняется тем, что эмоционально-положительная атмосфера в семье создается ее членами, прежде всего родителями. Ведь Родина начинается с семьи. Моя цель – сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-патриотических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.
Содержание этой работы включает:
• Определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-этических понятий : «Отечество», «Патриот», «Гражданин»;
• Определение форм и средств воспитания детей в семье;
• Повышение педагогической культуры родителей, расширение их педагогического кругозора.
• Для этого используются разнообразные формы взаимодействия с семьями:
• Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового мини-музея русского быта;
• Организация консультаций и индивидуальных бесед по темам:
- «Создание эмоционально-положительного климата в семье»;
- «Как провести выходной день»;
- «Какой литературой пополнить домашнюю библиотеку вашего ребенка»;
- «Как подготовить и провести день рождения вашего ребенка»;
• Оформление стенда с информацией о семейных праздниках, на тему консультаций;
• Привлечение родителей к организации и проведению групповых досугов «Кто родился летом?», «Город удобный и радостный» и т. д. ;
• Оформление вместе с родителями фотовыставки «Мы – Димитровградцы» с использованием фотографий детей в самых красивых местах города; «Отдыхаем всей семьей»; «Игрушки нашего детства».