Оксана Балаева
Опыт внедрения технологии образовательное событие в старшей группе «Экзотический фрукт на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт внедрения технологии образовательное событие в старшей группе.
«Экзотический фрукт на окне».
Балаева Оксана Викторовна, воспитатель
высшей квалификационной категории,
МБДОУ №65 г. Владикавказа
Ключевые слова: образовательное событие, образовательное и воспитательное пространство, коммуникация, мотивация.
Публикация «Опыт внедрения технологии образовательное событие в старшей группе „Экзотический фрукт на окне“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Жизнь ребенка наполнена самыми разными событиями. Например, событием для него может стать короткое, но яркое происшествие, какое-то явление, оставившее след в душе
Это такой факт, который может запомниться на всю жизнь и всегда будет вызывать яркие воспоминания, это настоящее событие.
В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств (коммуникативные и познавательные способности, саморегуляция, так и более конкретных, предметных результатов, без которых ближайшее будущее (обучение в школе) может существенно осложниться.
При проведение ООД, запланированной в октябре месяце «Овощи и фрукты», была проведена дидактическая игра:«Угадай на вкус». Детям был предложен новый фрукт «авокадо». Для многих это был новый фрукт, который не смогли отгадать на вкус. Увидев косточку на блюдце, дети с интересом стали трогать и рассматривать ее. После чего у них возникло множество вопросов:
- А вырастет ли из этой косточки что - нибудь на нашем огороде на окне? (этот вопрос возник, потому что мы с младшей группы увлеченно выращиваем разные растения);
- Где растет это фрукт? И даже у Азамата и Алана возник небольшой спор вкусный он или нет?
Было принято решение попробовать вырастить экзотический фрукт на окне.
С чего же начать, чтобы не упустить ни одного вопроса? Прибегнули к технологии «Интеллект - карта».
После того, как все вопросы были отмечены на карте, перед детьми встал вопрос.
«С чего начать? И что необходимо для посадки косточки?».
Но мы столкнулись с проблемой, т. к. опыт огородничества у нас есть. Некоторые дети предложили посадить сразу в землю, но другие поспорили, что косточка слишком большая и она не прорастёт. Не обладая точной информацией, мы начали искать пути решения: обратились к энциклопедиям, интернет ресурсам, и обратились за помощью к родителям.
На следующий день на утреннем круге дети рассказали то, что узнали от родителей. Сделали выводы:
1. Авокадо желательно сажать не сразу в землю, а для начала поместить косточку в емкость с водой.
2. После того, как из косточки появится отросток, его нужно промыть под поточной водой и пересадить в горшок с землёй.
Началась подготовка. Чтобы ничего не упустить, составили план.
На вечернем круге дети перечислили условия для выращивания на окне. Детям было предложено выбрать для себя изображение одного элемента и нарисовать дома.
На следующий день на утреннем круге рассказали о том предмете, который необходим для работы, изобразили его и составили план, который потом дополняли, т. к. возникали непредвиденные ситуации, и приступили к практике. Взяли косточку, проткнули зубочистками, поместили в емкость с водой, стали наблюдать.
Таким образом, мы ответили на один из вопросов, поставленных детьми, и отметили на нашей интеллект карте.
Пока отросток рос, мы изучали Родину авокадо. Это был следующий вопрос, заданный детьми: «Где растет это фрукт?». Были проведены мероприятия с презентациями, на которых мы узнали, что Родина авокадо- Мексика. Познакомились с этой удивительной страной, с ее достопримечательностями, обычаями и традициями. Ребята были удивлены, что мексиканские дети получают пиньяту, в которой спрятан подарок на день рождения. И им очень захотелось сделать самим. Мы над ней еще работаем, оказалось, это не так просто, это кропотливый труд, но ребята с энтузиазмом делают ее и хотят скорее применить, даже определили именинника, который будет ее разбивать. В ходе путешествия по Мексике мы узнали, какие растения растут, какие животные обитают в этой стране. Выложили все изображения на интеллект карту. Провели ряд занятий по изучению и систематизированию экзотических фруктов, на которых дети искали различия и сходства разных фруктов. Это так понравилось Каролине, что придя домой, она с таким энтузиазмом рассказывала об этом событии, что дома вместе с мамой они посадили косточку манго, которую она принесла в детский сад и пополнила наш огород. Теперь мы заботимся еще об одном фрукте.
На одной из образовательной деятельности по художественно – эстетическому воспитанию- рисовании, мы решили пофантазировать и представить: каким может вырасти наше чудо-дерево? После этого на занятии по развитию речи детям представилась возможность составить рассказы о своих нарисованных чудо-деревьях.
К сожалению, этап прорастания отростка проходил не так быстро, как нам этого хотелось, и мы продолжали создавать все условия для его роста.
Дело близилось к Новому году…
На одном из вечерних кругов мы обсуждали, что дети загадают Деду Морозу? Алик, Дзера и Алиса хотели попросить, чтобы наш авокадо наконец пустил отросток. И о чудо после длинных выходных мы вернулись в сад и увидели, что наш долгожданный отросток появился.
И дети с энтузиазмом приступили к следующему этапу: посадке отростка в землю. Обратились к нашему плану, вспомнили, как правильно это сделать.
Во время пересадки авокадо в землю произошла незапланированная ситуация косточка треснула пополам. Мы все очень расстроились. Но ребята, не теряя надежды, решили все равно посадить отросток в землю.
На этом этапе нам была необходима схема ухаживания, как надо поливать, когда взрыхлять землю, т. к авокадо надо поливать один раз в 10 дней. Завели календарь, где сразу выделили те дни, в которые необходим полив, другие дни решили отмечать крестиком.
Нам на радость росток появился намного быстрее, чем отросток. Он стал набирать силу и тянуться к солнцу. На одном из вечерних кругов это бурно обсуждалось детьми, где они сделали вывод, что для быстрого роста ростка необходимо солнце.
Вопрос и спор между Азаматом и Аланом тоже не остался без внимания. Придя домой, Азамат рассказал маме, что его лучший друг сказал, что авокадо невкусный. И мама Азамата предложила ему приготовить блюдо из авокадо и дать попробовать его другу, может он изменит свое мнение после этого. Дома вместе с мамой Азамат, приготовив бутерброды из авокадо, принес их в группу и угостил детей. На удивление, Алану понравилось, а вот некоторые дети, которым тоже не понравился вкус остались при своем мнение. А еще Азамат рассказал, насколько этот продукт полезен и сколько в нем витаминов, об этом ему рассказала мама, когда готовили бутерброды.
Полученная информация была отражена детьми в книжках– малышках, которые изготавливали вместе с родителями в рамках проекта «Здоровейка», в разделе здоровое питание.
Для того чтобы дети не забывали как происходил рост растения, потому что память у детей краткосрочная, мы сделали фотовыставку, где вывешивали каждый этап роста ростка.
Когда наш росток вырос, дети заметили, что на одном из листиков появилось пятнышко, и это значит, что он заболел и может погибнуть. Перед детьми встал вопрос: как помочь ростку?. Дети стали предлагать разные варианты: Переставить на другое место, пересадить из маленького горшка в горшок побольше. Так мы и сделали, но росток стал опускать листики. Придя домой, Алан Кудзиев рассказал об этом маме и спросил, как мы можем вылечить наш авокадо? Вместе с мамой приготовили лекарство (удобрение) принесли в группу. Начали поливать, не забывая подлечить и другие растения в «Центре природы».
Вместе с тем, как рос наш росток, пополнялась и обогащалась наша развивающая среда. Она стала насыщаться различными играми, вспомогательными материалами, которые помогали детям правильно ухаживать за нашим экзотическим растением. Не осталась без внимания и Родина авокадо, в среде появились предметы быта и культуры Мексики. Также пополнилась коллекция животного мира, появились книги, раскраски.
Кульминация: вырастить плод, сделать книгу о Мексике. Мы делали книгу про Северную Осетию и этот процесс оказался очень увлекательным для детей.
Список литературы:
1. Логинова Л. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие / Под ред. О. А. Шиян – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
2. Бичева И. Б., Казначеева С. Н., Данилова Е. Г., Купаева О. Е., Степанова М. Ф. Образовательное событие как современная технология образовательной деятельности с детими дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5.;