Папки-передвижки

Опыт внедрение технологий ТРИЗ в повседневную работу воспитателя старшей группы детского сада (часть 1)

Анна Маковей
Опыт внедрение технологий ТРИЗ в повседневную работу воспитателя старшей группы детского сада (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы

Несколько месяцев назад начала использовать ТРИЗ в работе с детьми старшей группы. Сначала искала игры в интернете, с переменным успехом пробовала проводить их с ребятами. Шло очень туго, не было понимания, с чего начать, что предлагать дальше.

Публикация «Опыт внедрение технологий ТРИЗ в повседневную работу воспитателя старшей группы детского сада (часть 1)» размещена в разделах

В январе я нашла курсы повышения квалификации именно по ТРИЗу, прошла их и теперь активно выстраиваю работу по внедрению технологии в повседневную жизнь группы. Здесь, как в дневнике, буду описывать те шаги, которые мы сейчас делаем, делиться приемами и играми, анализировать удачи и ошибки.

Перед тем, как начать, хочу отметить, что за месяцы попыток пришла к выводам: от чрезмерного руководства взрослого у ребят пропадает вся радость творчества. Дети молчат, боятся дать неверный ответ или дают "хорошие" заученные ответы, которых чаще всего ждут от них взрослые из ближнего окружения.

С этим препятствием мы и решили справиться на первом этапе.

Итак, исходные данные: дети 5 лет

Цель: раскачать установки ребят на "правильность" и "хорошесть" предметов и явлений окружающего мира, научить находить как плюсы так и минусы в любом объекте или событии.

1 шаг: игра "Противоположности"

Игра эта очень подходит для тех случаев, когда ребята в силу разных причин не слишком хорошо понимают, что значит "наоборот".

Возраст: у меня в группе дети 5-6 лет, но можно начинать играть гораздо раньше, с сообразительными 3-3,5 летними малышами.

В самом начале я выступала в качестве ведущего в этой игре. Играли мы по 1, 2, 5 минут (сколько позволяло время) между разными режимными моментами. Находили противоположные понятия для прилагательных, потом для существительных (например, кубик-мячик). Как только ребята усвоили небольшое количество понятий, которые можно сравнивать в игре "Противоположности", и почувствовали свободу и драйв во время игры я стала передавать роль ведущего наиболее активным ребятам.

2 шаг: игра "Хорошо-плохо"

Эта игра сложнее предыдущей, но так же доступна ребятам уже с 4 лет.

Играя впервые, предложите ребятам такие понятия, которые не вызывают яркий положительных или отрицательных ассоциаций. Такими понятиями могут стать "стул", "кубик", "окно" и другие. Предложите найти в этом объекте что-то хорошее и что-то плохое. При затруднениях, нам помогают фразы-помощники "В (нужное понятие) мне нравится/не нравится. "

Мы часто используем в игре мяч, чтобы четко обозначить переход права высказаться. Если кто-то пока не готов поделиться своими мыслями, он просто передает мячик другому игроку, и вступает игру, когда готов. Я играю на равных, так же предлагаю свои идеи. Важно не подавлять детей своим авторитетом, не подсказывать (это бывает трудно, не критиковать. Иногда даже "хулиганю": предлагаю что-то смешное и необычное, чтобы и ребята не стеснялись делать самые разные предложения.

Пример: "Мне нравится кубик, так как с ним можно играть в разные игры" - "А мне не нравится, что он тяжелый, и Петя им больно дерется"; "Кубик яркий и нарядный, это хорошо" - "У нас нет кубика желтого цвета, это плохо"; "Я умею строить из кубиков башню, это хорошо" - "Башенка из кубиков неустойчивая, это плохо" и так далее.

После того, как дети могут легко найти несколько плюсов и минусов в нейтральных объектах, вводим такие понятия, которые вызывают яркие противоречивые чувства: "укол", "конфета".

Такие понятия дают больше простора для творчества. Наиболее удачной формой игры с ними был "магазин": к ребятам приходят сказочные герои с "злым" и "добрым" характером (Красная шапочка, Василиса прекрасная, Кощей, Баба Яга и др). А товары в магазине одни и те же (у нас это бывают краски, мяч, конфета, скакалка, интересная книга с картинками и самое настоящее яблочко).

"Злым" героям мы предлагаем товар, давая ему отрицательную характеристику: "Баба Яга, купи эти краски. Ох и перемажешься ты ими! Или подбросишь ребятам в детский сад, пусть всю одежду измажут! "Добрым" героям обрисовываем все хорошие стороны того же товара: "Василиса, купи эти краски! Они такие яркие, сможешь красивые картины рисовать!"

Когда и эта игра идет всласть и легко, предлагаю ребятам самое настоящее соревнование! Делю ребят на две команды. Одна команда будет предлагать плюсы, вторая - минусы. На столе изображением вниз кладу карточки с картинками, от каждой команды по очереди выходят и представители и выбирают объект для игры.

Побеждает та команда, которая набрала больше "+" или "-".

На этом пока все, в настоящий мы оттачиваем в этих играх умение находить противоречия, наблюдать за разными качествами вещей, людей и событий, чтобы перейти к более сложным приемам технологии.

Публикации по теме:

Заповеди воспитателя детского сада Готовясь к очередному педсовету,использовала очень хороший материал - заповеди для воспитателей. Решила поделиться ими с Вами. Я думаю,.

Фотоотчёт о подготовке воспитателя детского сада, к празднику осениФотоотчёт о подготовке воспитателя детского сада, к празднику осени Всю осень в дошкольных учреждениях проходят выставки осенних поделок, праздники урожая, и конечно подготовка к празднику посвящённому прекрасному.

Фотоотчёт занятия по ИЗО «Кувшинчик» для старшей группы детского садаФотоотчёт занятия по ИЗО «Кувшинчик» для старшей группы детского сада Тема:«Кувшинчик»Цель:учить детей создавать изображение посуды из целого куска пластилина. Задачи: Образовательные – учить.

Инновационный педагогический опыт «Внедрение методического пособия с аудиоприложением «Потанцуй со мной, дружок». Часть 1Инновационный педагогический опыт «Внедрение методического пособия с аудиоприложением «Потанцуй со мной, дружок». Часть 1 В нашем детском саду созданы оптимальные условия для физического и духовного развития. Уже в младшем дошкольном возрасте закладываются нравственные.

Конспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологийКонспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологий Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”. Задачи: Ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный,.

Математическое занятие в старшей группе ДОУ с использованием ТРИЗ-технологий «Спасение царевны» Конспект по математике с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе Тема: Цель: - развивать умение находить нестандартные подходы к.

Оформление старшей группы детского сада «Муравьишки»Оформление старшей группы детского сада «Муравьишки» -Почему для всех ребят Лета не хватает? - Лето, словно шоколад, Очень быстро тает! Вот и наступил последний месяц лета - август. дети.

Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада»Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада» Кукла - главная игрушка в жизни ребёнка. Кукла - это образ человека, посредством которого ребёнок познает окружающий его мир, постигает.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт внедрение технологий ТРИЗ в повседневную работу воспитателя старшей группы детского сада (часть 1)
Опубликовано: 19 февраля 2021 в 14:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт внедрение технологий ТРИЗ в повседневную работу воспитателя старшей группы детского сада (часть 1)» (включая файлы) размещена пользователем Анна Маковей (УИ 2473615) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД