Анна Маковей
Опыт внедрение технологий ТРИЗ в повседневную работу воспитателя старшей группы детского сада (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Несколько месяцев назад начала использовать ТРИЗ в работе с детьми старшей группы. Сначала искала игры в интернете, с переменным успехом пробовала проводить их с ребятами. Шло очень туго, не было понимания, с чего начать, что предлагать дальше.
Публикация «Опыт внедрение технологий ТРИЗ в повседневную работу воспитателя старшей группы детского сада (часть 1)» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В январе я нашла курсы повышения квалификации именно по ТРИЗу, прошла их и теперь активно выстраиваю работу по внедрению технологии в повседневную жизнь группы. Здесь, как в дневнике, буду описывать те шаги, которые мы сейчас делаем, делиться приемами и играми, анализировать удачи и ошибки.
Перед тем, как начать, хочу отметить, что за месяцы попыток пришла к выводам: от чрезмерного руководства взрослого у ребят пропадает вся радость творчества. Дети молчат, боятся дать неверный ответ или дают "хорошие" заученные ответы, которых чаще всего ждут от них взрослые из ближнего окружения.
С этим препятствием мы и решили справиться на первом этапе.
Итак, исходные данные: дети 5 лет
Цель: раскачать установки ребят на "правильность" и "хорошесть" предметов и явлений окружающего мира, научить находить как плюсы так и минусы в любом объекте или событии.
1 шаг: игра "Противоположности"
Игра эта очень подходит для тех случаев, когда ребята в силу разных причин не слишком хорошо понимают, что значит "наоборот".
Возраст: у меня в группе дети 5-6 лет, но можно начинать играть гораздо раньше, с сообразительными 3-3,5 летними малышами.
В самом начале я выступала в качестве ведущего в этой игре. Играли мы по 1, 2, 5 минут (сколько позволяло время) между разными режимными моментами. Находили противоположные понятия для прилагательных, потом для существительных (например, кубик-мячик). Как только ребята усвоили небольшое количество понятий, которые можно сравнивать в игре "Противоположности", и почувствовали свободу и драйв во время игры я стала передавать роль ведущего наиболее активным ребятам.
2 шаг: игра "Хорошо-плохо"
Эта игра сложнее предыдущей, но так же доступна ребятам уже с 4 лет.
Играя впервые, предложите ребятам такие понятия, которые не вызывают яркий положительных или отрицательных ассоциаций. Такими понятиями могут стать "стул", "кубик", "окно" и другие. Предложите найти в этом объекте что-то хорошее и что-то плохое. При затруднениях, нам помогают фразы-помощники "В (нужное понятие) мне нравится/не нравится. "
Мы часто используем в игре мяч, чтобы четко обозначить переход права высказаться. Если кто-то пока не готов поделиться своими мыслями, он просто передает мячик другому игроку, и вступает игру, когда готов. Я играю на равных, так же предлагаю свои идеи. Важно не подавлять детей своим авторитетом, не подсказывать (это бывает трудно, не критиковать. Иногда даже "хулиганю": предлагаю что-то смешное и необычное, чтобы и ребята не стеснялись делать самые разные предложения.
Пример: "Мне нравится кубик, так как с ним можно играть в разные игры" - "А мне не нравится, что он тяжелый, и Петя им больно дерется"; "Кубик яркий и нарядный, это хорошо" - "У нас нет кубика желтого цвета, это плохо"; "Я умею строить из кубиков башню, это хорошо" - "Башенка из кубиков неустойчивая, это плохо" и так далее.
После того, как дети могут легко найти несколько плюсов и минусов в нейтральных объектах, вводим такие понятия, которые вызывают яркие противоречивые чувства: "укол", "конфета".
Такие понятия дают больше простора для творчества. Наиболее удачной формой игры с ними был "магазин": к ребятам приходят сказочные герои с "злым" и "добрым" характером (Красная шапочка, Василиса прекрасная, Кощей, Баба Яга и др). А товары в магазине одни и те же (у нас это бывают краски, мяч, конфета, скакалка, интересная книга с картинками и самое настоящее яблочко).
"Злым" героям мы предлагаем товар, давая ему отрицательную характеристику: "Баба Яга, купи эти краски. Ох и перемажешься ты ими! Или подбросишь ребятам в детский сад, пусть всю одежду измажут! "Добрым" героям обрисовываем все хорошие стороны того же товара: "Василиса, купи эти краски! Они такие яркие, сможешь красивые картины рисовать!"
Когда и эта игра идет всласть и легко, предлагаю ребятам самое настоящее соревнование! Делю ребят на две команды. Одна команда будет предлагать плюсы, вторая - минусы. На столе изображением вниз кладу карточки с картинками, от каждой команды по очереди выходят и представители и выбирают объект для игры.
Побеждает та команда, которая набрала больше "+" или "-".
На этом пока все, в настоящий мы оттачиваем в этих играх умение находить противоречия, наблюдать за разными качествами вещей, людей и событий, чтобы перейти к более сложным приемам технологии.