Ольга Павловна Тарасова
Опыт реализации игровых технологий в физическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тарасова Ольга Павловна
МБДОУ «Детский сад № 142»
Старший воспитатель
Высшая квалификационная категория
г. Дзержинск, Нижегородской обл.
Опыт реализации игровых технологий в физическом воспитании дошкольников
Современное дошкольное образование направлено на целостное развитие личности ребёнка, полноценное и активное проживание им самого важного периода жизни – детства. Тем не менее, существует проблема, решение которой значимо для будущего нашей страны – это воспитание подрастающего поколения с высоким уровнем телесно-двигательных, духовных и интеллектуальных способностей, с достаточным для полноценной жизнедеятельности уровнем здоровья и физического развития.
Публикация «Опыт реализации игровых технологий в физическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Появилась необходимость в изменении подходов к физкультурно-оздоровительной работе с детьми в ДОУ. Воспитание «физически культурной личности» предполагает поиск новых моделей организации образовательного процесса и их реализацию в дошкольном учреждении.
Наше дошкольное учреждение работает по программе «Детство». Новая редакция программы «Детство» осуществлена с учётом современной ситуации дошкольного образования и особенностей дошкольного детства третьего десятилетия XXI века.
За последние два года нами накоплен опыт по обновлению содержания и форм работы с детьми, что привело к скоординированному сочетанию программы «Детство» с технологиями развивающего обучения.
Нами адаптирована оздоровительная технология В. Т. Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления». Технология раскрывает принципы оздоровительно развивающей работы, построенные на основе двигательной и игровой деятельности.
Работаем по данной технологии в двух направлениях:
- приобщение к физической культуре: физкультурные занятия, подвижные игры, упражнения и задания на принятие и сохранение позы.
- развивающие формы оздоровительной работы: дыхательная гимнастика, элементарный самомассаж, закаливание.
Эффективность физического развития и повышение качества двигательной деятельности дошкольников зависят от выбора воспитателем подвижных игр. Поэтому к этому вопросу мы подходим особенно тщательно.
Что касается подвижных игр, в большом многообразии представленных в данной технологии, то для удобства в работе с ними нами была составлена картотека подвижных игр по дошкольным группам. Определён уровень двигательной активности каждой игры и в соответствии с этим составлено перспективное планирование подвижных игр в средней, старшей, подготовительной группах, что позволило рационально и последовательно использовать подвижные игры по оздоровительной технологии на физкультурных занятиях и в самостоятельной деятельности в течение всего года.
А для того, чтобы дети могли самостоятельно организовывать данные подвижные игры, нами были разработаны графические модели к ним. И таких графических моделей на сегодняшний день накоплено более двухсот.
Все подвижные игры, рекомендованные оздоровительной технологией, подобраны с учётом приоритетных линий развивающей педагогики и способствуют приобщению детей к физической культуре, развитию двигательного воображения, осмысленной моторики, произвольности движений.
Подобный подход к игровому репертуару позволяет нам максимально эффективно использовать подвижную игру в физическом развитии детей дошкольного возраста как основную форму работы по реализации образовательной области «Физическая культура».
Большое внимание уделяем такой форме работы с детьми как упражнения и задания на принятие и сохранение позы. Даются они для того, чтобы обеспечить детям дополнительную нагрузку для определённых групп мышц. Все они способствуют развитию гибкости, подвижности суставов, укреплению определённых групп мышц шеи, рук, спины, живота; улучшают кровообращение, способствуют развитию координации и осанки.
В целях профилактики ОРЗ, снижения уровня заболеваемости, повышения общей работоспособности организма В. Т. Кудрявцев рекомендует специальные дыхательные упражнения. Выполняем специальные дыхательные упражнения с детьми в игровой форме: «рисуем» дыханием в воздухе воображаемые фигуры, дышим в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций. Например, «паровозик», «океанский лайнер» и другие. Проводим специальные дыхательные упражнения в сочетании с элементами самомассажа.
В нашем детском саду используются разные формы активного отдыха детей, которые и создают положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом и способствуют укреплению здоровья ребёнка. Все эти формы активного отдыха включены в двигательный режим дошкольного учреждения.
В настоящее время многие современные авторы социально-оздоровительных технологий предлагают такие формы работы с детьми, как туризм, походы, прогулки-походы.
Планируем проведение прогулок-походов 1 раз в квартал, начиная со старшего возраста. Нами продумана общая система прогулок-походов с перспективой на целый год, предусмотрены их цели и задачи, примерная тематика, содержание, физические нагрузки, примерное планирование основных движений в прогулках-походах. Разработанные нами конспекты, дидактические игры, картотека по подвижным играм и игровым упражнениям широко используются педагогами нашего дошкольного учреждения.
Для всех современных игровых технологий характерен принцип интеграции, поэтому задачи профилактики заболеваемости, физического развития и воспитания интегрируются в работе всего педагогического коллектива. Интеграцию процессов физического и музыкального воспитания ребёнка в образовательном процессе дошкольного учреждения осуществляем в музыкальной деятельности. Музыкальный руководитель обязательно включает в образовательную деятельность дыхательные упражнения («поиграй на дудочке», «сдуй снежинку с ладошки», музыкально-ритмические упражнения для профилактики опорно-двигательного аппарата, этюды и упражнения, способствующие развитию и профилактике психоэмоциональной сферы.
Все знают, какую поистине неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметная среда. Каждая группа в нашем ДОУ – это воплощение авторской модели физкультурно-игровой среды. В основном, во всех группах яркое сюжетное оформление. Это привлекает внимание детей, побуждает их к активному действию. Отмечено удобство расположения физкультурно-оздоровительных центров в соответствии с техникой безопасности. Прослеживается динамика усложнения в содержании предметной среды, динамичность и сменяемость пособий в соответствии с программными задачами на текущий период.
В своём дошкольном учреждении мы широко используем формат организации двигательной активности дошкольников совместно с родителями. Это значительно повышает уровень и качество развития двигательных умений и навыков детей, поскольку появляется возможность продемонстрировать значимым близким свои достижения, умелость, ловкость, лидерство, поучаствовать в соревновании. Обоюдные положительные эмоции, поддержка и сопереживание друг за друга становятся лучшим фоном развития двигательной деятельности. С каждым годом всё больше и больше семей становятся не просто зрителями, а участниками спортивно игровых состязаний, конкурсов, спартакиад, проводимых внутри детского сада.
В результате проведённой работы с использованием развивающих технологий наметилась позитивная динамика в показателях физической подготовленности детей. Яркий показатель физического благополучия детей – их участие в городских фестивалях, смотрах, конкурсах.
Таким образом, использование развивающих технологий в физкультурном образовании направлено на развитие личности ребёнка в двигательной деятельности, которая включает в себя процесс активного овладения детьми систематизированными общими и специальными знаниями физической культуры, способами творческой познавательной и двигательной деятельности.
Список используемой литературы
1. Бочарова Н. И. «Туристические прогулки в детском саду». Пособие для практических работников ДОУ. — М. Аркти, 2014г.
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
3. Дьяченко О. М., Астаськова. Про чудесные превращения и говорящие движения. – М., Просвещение, Учебная литература, 2010.
4. Завьялова Т. П. «Дошкольный туризм: проблемы, поиски, решения». Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. №2, 2001г.
5. Кудрявцев В. П. «Развивающая педагогика оздоровления»