Шинко Милана Николаевна
Опыт работы по экологическому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. С явлениями окружающего мира ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения. Явления, происходящие в природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Система формирования естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста должна основываться на доступных для данного возраста методов, которые включают элементарное экспериментирование и проектный метод.
Публикация «Опыт работы по экологическому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет важность формирования элементарных естественнонаучных представлений у дошкольников. «Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего».
Целевые ориентиры стандарта определяют, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования «проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей детей.
Для формирования естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста, мною был разработан тематический план по формированию естественнонаучных представлений и экологической культуры детей дошкольного возраста, который включает в себя следующие разделы: непосредственно-образовательная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями,взаимодействие с педагогами и другими субъектами педагогической деятельности, организация развивающей предметно-пространственной среды, планируемый результат.
Внедряя данный план, обогатила развивающую предметно-пространственную среду группы, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, возрастным и индивидуальным особенностям детей. Пополнила экологический центр и центр опытно-экспериментальной деятельности дидактическимии наглядными пособиями «Времена года», «Деревья в разных нарядах», «Солнечный круг», «Насекомые на цветке», кубик-рубик «Правила в лесу»;изготовила макеты «Домашние животные», «Морские обитатели»,«Деревенский дворик»; кейс для экспериментирования в детском саду «Мои первые опыты, лэпбук «Перелетные и зимующие птицы», «Лесные жители».
Оформила альбомы «Береза – символ России, «Птицы Урала», «Березка прекрасна во все времена года», «Сказки о подснежнике», «Деревья и их листья» и другие; систематизировала материал для картотеки целевых прогулок, игр на открытом воздухе, направленной на ознакомление детей с природой, развитие двигательной и познавательной активности детей на прогулке. Для развития связной речи детей дошкольного возраста систематизировала картотеки «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Зима», картотеки стихотворений и загадок о явлениях природы, временах года, птицах, диких и домашних животных.
Создала экологический театр, включающий ширму, декорации и кукол для настольного, пальчикового театра, атрибуты для экологических театрализованных представлений, что способствовало закреплению знаний об окружающем мире, природе, развитию интереса к творческой деятельности и развитию творческих способностей детей.
Изготовила атрибуты для дыхательной гимнастики «Птички», «Льется дождик», «Осенние листочки», составила сборник музыкальных мелодий «Музыка природы», «Пение птиц», «Звуки леса» для проведения музыкотерапии, приобщения к миру природы, формирования умения слышать звуки природы.
Для развития представлений о природе у дошкольников, а также систематизации знаний разработала конспекты занятий : занятие-развлечение «Потанцуем со зверятами», интегрированное занятие «Приключения Колобка», целевая прогулка на тему «В гости прилетели птицы», развлекательное досуговое мероприятие по сказке «Смоляной бычок».
С целью развития познавательных интересов детей и закрепления знаний об окружающем мире создала экологическую тропу, включающую объекты: «Муравейник», «Насекомые», «Пруд и его обитатели», «Лесные животные», «Городские птицы», «Грибы и ягоды», «Лекарственные растения», «Огород».
Для каждого объекта оформила методическое пособие с его описанием, играми, стихотворениями, загадками.
А также внедряла технологию «Метод проектов» с использованием методов проблемного обучения, интерактивных методов (опыты и эксперименты с занимательным материалом).
Мною были разработаны и реализованы проекты: «Овощи»,«Покормим птичек – невеличек!», «Домашние животные», «Лесные животные», «Солнышко», «Здравствуй, лето», «Белоствольная береза», «Экологическая тропа в детском саду», «Родной мой край Урал», «Первоцветы – подснежники». Тематику творческих и исследовательских проектов определяла, исходя из потребности формирования у детей дошкольного возраста более глубоких и разносторонних знаний, целостного представления о мире, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных и творческих способностей.
Для повышения качества образовательного процесса использовала информационно-коммуникационные технологии. Организуя непосредственно образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста, активно применяла презентации PowerPoint как средство наглядности. С этой целью разработала презентационный материал.
Для вовлечения родителей в образовательный процесс по формированию экологической культуры у дошкольников и повышения уровня их педагогической компетентности изготовила памятки, буклеты по экологической тематике. Проводила мастер-классы по темам: «Занимательный экологический театр своими руками», «Чудеса фантазии из бросового материала», «Изготовление цветов из лент», «Экологические игры дома», а также проводила акции и досуговые развлекательные мероприятия : «Урал – наш общий дом», «В мире животных», «В гостях у осени», «Зимние забавы», «Птички-невелички», «Путешествие Колобка».
Для формирования естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста были созданы условия путем использования в работе с детьми технологий исследовательской деятельности: элементарного экспериментирования и проектной деятельности. Познавательно-исследовательскую деятельность детей организовывала в утренние часы и вечерние часы, в совместной деятельности педагога и детей, на прогулке, включала в другие образовательные области. С целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку проводила занятия по подгруппам. Занятия строила с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребёнком окружающего мира. В процессе исследовательской деятельности – при проведении опытов, наблюдении, обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребёнка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке. Во время экскурсий дети собирают природный материал для коллекций, исследуют почву, воду, камни и т. д.
Чтобы интерес к самостоятельной исследовательской деятельности у детей не угас, одно из значимых мест в данной работе занимает организация развивающей предметно-пространственной среды, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей. С этой целью пополнен экологический центр и центр опытно-экспериментальной деятельности, продолжалась работа по формированию естественнонаучных представлений, включая непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах и свободной деятельности детей.
Результаты работы доказывают, что формирования естественнонаучных представлений положительно влияет развитие детской исследовательской деятельности, эти процессы взаимосвязаны. Действительно, овладение умениями исследовательской деятельности дает ребенку возможность использования эффективных способов познавательного развития, проявления творческих способностей, а также это та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется сущность самого ребенка: наблюдательность, любознательность, стремление к познанию.
В результате использования методов проблемного обучения, проектного метода, вовлечения родителей в образовательный процесс дети овладевают начальными знаниями о себе, о природном мире, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, а также владеют такими качествами, как умение наблюдать, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, проявляют любознательность, активность в познавательно-исследовательской деятельности, общении со взрослыми и сверстниками.
Таким образом у детей дошкольного возраста формируются естественнонаучные представления и развивается исследовательской деятельности в соответствии с их возрастными особенностями.