Ольга Гончарова
Опыт работы «Знакомство с пословицами о Родине посредством мнемотехники»
▼ Скачать +Заказ
Устное народное творчеством мы всегда используем в различных формах работы с детьми дошкольного возраста. Обратиться к истокам помогает фольклор - ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Сейчас более остро встаёт вопрос восприятия детьми своей культуры и национальной принадлежности. Для нас сейчас важно приобщение детей к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы и поговорки.
Публикация «Опыт работы „Знакомство с пословицами о Родине посредством мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Пословицы и поговорки для детей
- Темочки
И я задумалась какие методы и приёмы работы могли бы стать наиболее подходящими для изучения малых форм фольклора. Что в моей работе способствовало бы использованию выбора форм наиболее интересных для детей. Опробируя различные варианты пришла к выводу, что наиболее интересным для детей стала мнемотехник, при изучении пословиц и поговорок дошкольниками. Используя эти приёмы, мы приблизились к пониманию и осмыслению детьми сути народной мудрости.
Уважаемые коллеги! Сегодня мне предоставляется возможность поделиться опытом работы по использованию мнемотехники в изучении пословиц и поговорок о Родине.
Мнемо ника (др. -греч. — искусство запоминания, мнемоте хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей) : замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания.
Полное определение вы можете увидеть на экране.
Дети, применяя графическую аналогию, учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.
Сначала мы с детьми учились описывать готовую сюжетную картинку, постепенно сводя описательный рассказ к устойчивой фразе- «пословице», учились подбирая в описании однотипные слова и синонимы, пока ответы детей полностью совпадут с текстом пословицы. После этого проговаривали пословицу и сопостовляли с изображением, обсуждали на сколько изображение точно передаёт смысл.
На следующем этапе пробовали изображать пословицы в одном рисунке - "мнемоквадрате", он представлял собой цветное изображение, так как у дошкольников продолжались формироваться сенсорные эталоны и в памяти сохранялись яркие отдельные образы: ёлка-зеленая, солнце-жёлтое и так далее.
После усвоения простых карточек я усложняла задания, предлагая ребенку готовую мнемодорожку (четыре или более картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий)— квадрат. «Прогуливаясь» по ним дети учились составлять простой рассказ в два-три предложения. Затем в процессе обсуждения сводили описание к смыслу пословицы.
Таким образом, систематическая работа с использованием мнемотехники дает свои результаты: дети стали в речи употреблять пословицы и поговрки, так как стали понимать и смысл.. Научившись работать с мнемотаблицами, дети легче стали воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить. С помощью таких приёмов легче воспринимается суть пословицы, её значение и даже можно провести аналогию с современным миром. Используя приёмы работы с мнемотехникой у детей сформировалась знаковая символическая функция.
Уважаемые коллеги! А сейчас я вам предлагаю Вам расшифровать пословицу по "мнемодорожке"
1. Пословица : "Рыбам море, птицам небо, а человеку Родина"
Когда воспитанникам стало проще понимать пословицу с помощью иллюстраций, мы усложнили задачу и рисунки заменили схемами.
Попробуем расшифровать вторую пословицу.
2. "Соловей без песни, как человек без Родины".
А теперь я предлагаю вам самим зашифровать пословицу в символы. Приглашаю 4 человека для участия в мастер-классе, Первым двум одна пословица, второй группе другая.
Пословицы на выбор : "Одна у человека мать, одна и Родина"
"Без любви к человеку, нет любви к Родине"
Пока коллеги работают над мнемотаблицами я предлагаю Вам немного поиграть.
Пока идет работа мы играем в игру.
Уважаемые коллеги давайте вместе с вами попробуем собрать пословицы, перед Вами иллюстрации, расскажите, что Вы на них видите? А теперь определим как из иллюстраций подойдет к оконцовке нашей пословице.
Это зашифрованные пословицы, но у каждой из них нет окончания, подберите к каждой из них иллюстрацию, которая могла бы выразить смысл окончания пословицы.
Давайте посмотрим на иллюстрации, что на них изображено.
Я надеюсь, что наши игра усилила у Вас чувство патриотизиа и научила Вас работать в этой технике, я Вам подала пример. Желаю успеха в Вашей работе!
Таким образом мы можем сделать вывод, система мнемотехники значительно помогает понять суть пословиц и поговорок, но и в то же время вы убедились, что достаточно трудно перевести в символы такие абстрактные понятия, которыми наполнены пословицы и поговорки о Родине и патриотизме. Я надеюсь, что мнемотехика поможет Вам приобщить детей к устному народному творчеству. Используя приёмы мнемотехники вы научите воспитанников мыслить образами и нестандартно, желаем успехов.