наталья киляшова
Опыт работы: экспериментальная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы «Экспериментальная деятельность в ДОУ»
Меня зовут Киляшова Наталья Викторовна. Пятый год я занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью. Подтверждая первую категорию, я представила опыт работы в форме презентации по теме: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования». Пятый год я занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью. Подтверждая первую категорию, я представила опыт работы в форме презентации по теме: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования». Мои воспитанники участвовали в районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», где презентовали свои проекты по исследовательской деятельности. Федосеева Анастасия со своей работой «Каким воздухом мы дышим» заняла 1 место. Смирнова Диана с проектом «Удивительный продукт – мед!» то же заработала 1 место!
Публикация «Опыт работы: экспериментальная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально — исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастные особенности. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Метод экспериментирования способствует формированию интегративных качеств дошкольника. Обеспечивает интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.
Развитие исследовательских способностей ребёнка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Требования модернизации образования — поиск новых эффективных форм обучения дошкольников. В пункте 4.6. ФГОС в целевых ориентирах сказано о том, что нужно развивать у детей, инициативу и самостоятельность к познавательно-исследовательской деятельности. На практике это осуществляется через возможность самостоятельно воспринимать детьми простые и сложные опыты, делать выводы. В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты.
Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Хочу чтобы привлекало в занятии опытами детей не только зрелищность (изменение цвета, формы жидкости, но и понимание о том, как это применить в жизни.
В основе работы по детскому экспериментированию я опираюсь на идеи :
— общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе (что нового мы сегодня узнали проведя опыты с воздухом);
— получением новых знаний и сведений, чего-то нового, неожиданного (Понравилось ли вам узнавать свойства воздуха? Хотите еще исследовать эти свойства);
— накоплением обобщенных способов и методов исследования (теперь вы знаете что, воздух легче воды и как это можно проверить).
При анализе деятельности я расставила акценты на то, что уже достигнуто и к чему нужно стремиться, а именно дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Многое в экспериментальной деятельности с детьми моей группы я уже использовала, но есть ещё к чему стремиться, то есть хочу чтобы дети могли самостоятельно:
— выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;
— предлагать возможные решения;
— проверять эти возможные решения, исходя из данных;
— делать выводы в соответствии с результатами проверки;
— делать обобщения.
В рамках реализации основной образовательной программы ДОУ, в образовательной области «познавательное развитие», работа направлена на достижение программной цели, развитие познавательно исследовательской деятельности. Получение положительных результатов в освоении детьми познавательно-исследовательской деятельности обусловлено учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников и постепенным усложнением программного материала (если в младшей группе знакомим детей с обобщающими способами исследования разных объектов и включаем детей в совместные с взрослым практические познавательные действия, то в старшем дошкольном возрасте мы закрепляем умения использовать обобщенные способы обследования объектов и формируем умение определять алгоритм деятельности).
В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей с свойствами воздуха.
Из опыта «Волшебница — вода» при взаимодействии воды и сиропа узнали о её свойстве изменять цвет, опыт «Волшебная рукавичка» помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку.
Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — ребята всё проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес ребёнка к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Быть может, в недалеком будущем, из «Любознаек» и «Почемучек», выпускники моей группы вырастут, и станут выдающимися учеными.
С введением ФГОС большое внимание уделяю работе с родителями Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодоверие.
В группе имеется информационный уголок для родителей по исследовательской деятельности. В нем родители могут получить консультацию на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»«Проведение опытов дома», ознакомиться с памяткой «Экспериментирование с водой».
У меня в группе создана лаборатория для экспериментальной деятельности в которой мы проводим исследования. Собраны копилки «Морское дно», «Что у нас под ногами»;
• Приборы– помощники для экспериментирования : весы, магниты, лупы, песочные часы;
• Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,
• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы:
пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Дополнительное оборудование и материалы.
— детские фартуки;
— схемы для проведения опытов.
Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая способствует достижению поставленных целей, является лэпбук.
Его можно использовать в индивидуальной и самостоятельной деятельности детей, а также в работе с родителями. Лепбук имеет особое место в самостоятельной деятельности детей, он помогает в развитии всех познавательных процессов, сенсорного восприятия и мелкой моторики.
Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
Дети взрослеют очень быстро, легко адаптироваться в социальной среде, самостоятельно находить верные решения, они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
И как сказал В. А. Сухомлинский, «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».