Лучший педагог года

Опыт работы «Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС до»

Татьяна Максименко
Опыт работы «Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к основной общеобразовательной программе дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, направленного на достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, является - развитие познавательно-исследовательской деятельности “ Экспериментирование”.

1. Актуальность

Публикация «Опыт работы „Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС до“» размещена в разделах

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, О. В. Афансьева, А. Е. Чистякова, отмечают основную особенность познавательной деятельности : «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. С введением ФГОС ДО, мне, как современному педагогу необходимо выбирать и организовывать такие виды детской деятельности, в которых будут формироваться познавательный интерес и познавательная активность ребенка, а форма взаимодействия взрослого с детьми будет носить характер партнерских взаимоотношений. Изучив технологии организации педагогического процесса, представленные в работах А. И. Савенкова, Н. А. Королевой, О. В. Дыбиной, я пришла к выводу, что познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме детского экспериментирования, играет существенную роль в формировании познавательной активности и познавательных интересов старших дошкольников. В Стандарте дошкольного образования определены психолого-педагогические условия реализации образовательной программы (пункт 3.2 ФГОС ДО).

2. Сущность, эффективность и новизна экспериментирования.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции, модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

3. Цель и задачи.

Учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка и ФГОС ДО, мною были выделена следующая цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

3. Развитие у детей познавательных способностей.

4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении коммуникативности; самостоятельности, наблюдательности; элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

5. Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе.

Экспериментальная деятельность организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям: 1. “Живая природа” 2. “Неживая природа” 3. “Физические явления” 4. “Человек” 5. “Рукотворный мир”

4. Особенности организации экспериментирования в разных возрастных группах.

Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. В Стандарте дошкольного образования (пункт 2.7 ФГОС ДО) закреплено, что реализация программы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) : в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия; в раннем возрасте (1 год - 3 года) - экспериментирование с материалами и веществами; для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как познавательно-исследовательская.

Н. Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников : первый - активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка; второй – организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Исследовательский подход к обучению представлен в пособии «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» (М. В. Кларин, 1994).

Интеграция. Опытно-экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя игры: дидактические, словесные, строительные игры. Занимательные игры-опыты, игры-превращения, фокусы и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, развивают положительный интерес.

Тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это умение четко выразить свою мысль.

Опытно-экспериментальная деятельность связана с продуктивными видами деятельности. Т. к. для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности, восприятия, внимания, мышления и способность регистрировать на увиденное.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы (детям даются научные знания).

Экспериментирования связано с ФЭМП. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Формы взаимодействия с семьё й: анкетирование; родительское собрание; круглый стол; памятки; папки-передвижки; консультации; картотеки опытов-экспериментов в домашних условиях; открытый показ НОД.

5. Методы и приемы работы.

В своей работе я использую : традиционные методы (наглядные; словесные; практические; игровые) и инновационные методы (ТРИЗ, метод игрового проблемного обучения, ИКТ).

В соответствии с этим в нашей группе создана развивающая среда, необходимая для проведения познавательно - исследовательской деятельности и развития

поисковой активности детей. Оформлен Центр экспериментирования, в котором имеется разнообразное оборудование.

6. Сравнительная диагностика.

Диагностика показала, что в результате работы, у детей значительно повысился уровень знаний о свойствах и качествах предметов и объектов окружающего мира, дети овладели определенными навыками в исследовательско – экспериментальной деятельности, стали проявлять инициативу, пытливость, творчество, сообразительность, самостоятельность.

Результаты.

1. Разработан перспективный план

2. Систематическое использование метода экспериментирования привело к формированию у детей знаний о материалах

3. и объектах окружающего мира, а так же их свойствах.

4. Сформированы представления о ценностях ЗОЖ.

5. Активно развивается познавательный интерес, воображение.

6. Создана картотека опытов и игр для детей.

7. Изготовлен и подобран практический и дидактический материал, для осуществления опытно – исследовательской деятельности.

7. Заключение.

Педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Проанализировав результаты, можно отметить положительную динамику овладения детьми дошкольниками экспериментальной деятельностью. Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют ему познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, соблюдать правила безопасности.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Литература:

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

3. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

4. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997 .

5. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

6. Рыжова НА. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дикие животные». Открытая нетрадиционная НОД с использованием ТСО и ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС (средняя группа)«Дикие животные». Открытая нетрадиционная НОД с использованием ТСО и ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС (средняя группа) НОД в средней группе Познание. (Формирование целостной картины мира). Художественное творчество (рисование). Интеграция ОО: «Познавательное.

«Музыкальный паровоз». Музыкально-дидактические игры в соответствии с требованиями ФГОС«Музыкальный паровоз». Музыкально-дидактические игры в соответствии с требованиями ФГОС «Музыкальный паровоз» авторские музыкально-дидактические игры (в соответствии с ФГОС)Дети дошколята любят играть, поэтому в ФГОС отмечено,.

Яркий красочный кабинет педагога-психолога ДОУ, оснащенный и оформленный в соответствии с требованиями ФГОСЯркий красочный кабинет педагога-психолога ДОУ, оснащенный и оформленный в соответствии с требованиями ФГОС В моём понимании, кабинет педагога-психолога - место, где должно быть не только комфортно, но и интересно как взрослым, так и детям. К тому.

Экспериментальная деятельность «Опыт с китайской капустой»Экспериментальная деятельность «Опыт с китайской капустой» Опыт с китайской капустой Этот опыт простой, но в то же время очень наглядный. В ходе опыта дети увидят как растения пьют воду. Не требует.

Построение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОСПостроение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Где прячется воздух?»Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Где прячется воздух?» Цели: - формирование у детей познавательных интересов к исследовательской деятельности; - закреплять и обобщать знания о свойствах.

Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Шарик-магнит»Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Шарик-магнит» Цели: - продолжать формировать у детей познавательный интерес; - развивать у детей наблюдательность и мыслительную деятельность во время.

Экспериментальная деятельность детей. Опыт со стаканомЭкспериментальная деятельность детей. Опыт со стаканом Цели: - удивить детей, вызвать интерес к происходящему; - формировать желание экспериментировать и узнавать; - подводить к самостоятельным.

Экспериментальная деятельность дошкольников. Опыт «Вода — прозрачная!»Экспериментальная деятельность дошкольников. Опыт «Вода — прозрачная!» Цели: - закреплять у детей знания и представления о простейших свойствах воды: прозрачная, бесцветная, обладает текучестью; - формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС до»
Опубликовано: 15 октября 2020 в 10:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС до»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Максименко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД