Маргарита Гусейнова
Опыт работы «Взаимосвязь воспитателя и педагога-психолога в работе с детьми ОВЗ в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства- одна из важных задач в ФГОС ДО.
Вся работа с детьми ОВЗ обязана быть построена на системном подходе к ребёнку в соответствии с его физическими, психическими и нравственными возможностями.
Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен быть компетентен в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
1. Воспитательно- образовательному.
2. Учебно- методическому.
3. Социально- педагогическому.
1. Воспитательно- образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
Публикация «Опыт работы „Взаимосвязь воспитателя и педагога-психолога в работе с детьми ОВЗ в ДОУ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Осуществление целостного педагогического процесса;
- Создание развивающей среды;
- Обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
- знание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
- чёткое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, знания целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и технология организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей;
- умение результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с применяемой образовательной программой.
Предметно – развивающая среда для каждой категории детей с ОВЗ имеет свои особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу при оборудовании группы.
Для детей с речевыми нарушениями – наличие разнообразного картинного материала, серии картин, альбомов с иллюстрациями, репродукциями, наборы открыток и т. д. наличие разных видов театров.
Учебно- методическая деятельность воспитателя в группе с детьми ОВЗ предполагает такие критерии компетентности как:
1. Планирование воспитательно-образовательной работы.
2. Проектирование и корректировка педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Эти критерии подкрепляются такими показателями как:
- знание образовательных программ и методик развития разных видов деятельности детей;
- умение проектировать, планировать и осуществлять целостный пед. процесс;
- владение технологиями исследования такими как педагогический мониторинг, проводить коррекционно- развивающую работу воспитания и обучения детей;
- кроме того имея право выбора как основной так и парциальных программ и пособий, необходимо уметь соединять их, обогащать и расширять содержание каждого направления.
Социально- педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
1. Консультативная помощь родителям;
2. Создание условий для социализации детей;
3. Защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
- знание основных документов о правах ребёнка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
- умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями.
И немного подробнее:
1. Работа с родителями одно из сложнейших направлений в работе педагогов. Консультативная помощь родителям оказывается с момента поступления ребёнка с ОВЗ в ДОУ. Не секрет, что родители (законные представители) «особого» ребёнка остро нуждаются в квалифицированной помощи. Активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей, приносит свои положительные результаты. Консультации, мастер-классы, дни открытых дверей, различные совместные музыкальные мероприятия, праздники, развлечения, всё то чего нам сейчас не хватает в нашей работе. Родительские собрания, «круглые столы», посещение семей на дому. При проведении родительских собраний используются как традиционные так и не традиционные формы. Участвуя в воспитательно- образовательном и коррекционно- развивающем процессе, родители постепенно становятся активными, отношения в семье более спокойные.
2. Что касается создания условий для социализации детей. Конечно педагоги должны уметь организовать такие условия, при которых ребёнок с особенными возможностями здоровья будет вовлечён в целостный процесс развития, воспитания, обучения, не смотря на его физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребёнка.
3. Защита интересов и прав детей. Необходимо своевременно защищать детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Вывод
Работа с детьми с ОВЗ – не такая быстрая, как нам хочется, не всегда заметная, но кропотливая, должна быть постоянной. Одним из условий результативности труда с «особыми» детьми, является тесное сотрудничество воспитателя со специалистами, слаженность работы, единство требований и подходов, искренняя заинтересованность в гармоничном развитии ребёнка!