Наталья Лукьянова
Опыт работы воспитателя средней группы по теме «Использование дидактических игр в процессе ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
В течение 4-х лет я работаю над темой «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников». Наблюдая за результатом своей работы, в течение последних лет, анализируя проблемы, я пришла к выводу, что передо мной стоит задача пересмотра содержания моей работы, поиска новых путей развития ребёнка.
Публикация «Опыт работы воспитателя средней группы по теме „Использование дидактических игр в процессе ФЭМП“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
В своей группе я продолжаю работу по формирования элементарных математических представлений у дошкольников, которую начала еще в младшей группе. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и поэтому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Поэтому я пришла к выводу о необходимости широкого использования дидактических игр на занятиях по математике.
Основная цель - обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур.
Дидактические игры включаю непосредственно в содержание образовательной деятельности как одно из средств реализации программы «Детский сад – 2100». В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивость, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка, например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.
Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Начиная работу с детьми, я провела диагностику. Уровень усвоения детьми знаний по формированию элементарных математических представлений был низким 28, 8%. Первые шаги показали, как необходим занимательный математический материал для дошкольников и как велик интерес детей к этому материалу.
1. В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.
Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты,
кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
2. Затем мною была разработана система занятий, в процессе которых решались основные задачи:
Развитие у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;
Закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;
Обучение решению арифметических задач, действий над числами;
Развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ;
Развитие логического мышления;
Ознакомление с алгоритмами, кодированием информации;
Формирование основных логических операций.
Для построения и реализации системы занятий были определены следующие факторы:
Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;
Системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;
Учет оценки уровней развития детей по формированию элементарных математических представлений.
Чтобы решить эти поставленные задачи я работала в 3-х направлениях :
1. Работа с воспитателями.
На педагогических советах я выступала с консультациями на темы:
• «Нетрадиционные формы обучения детей математике»;
• «Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»;
• «Как научить детей играть в математические игры»;
• «Что такое занимательный математический материал, его роль в обучении детей математике».
В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.
2. Работа с родителями.
В группе я проводила совместные собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.
Темы консультаций:
• «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».
• «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу»
• «Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей»
• «Учим детей логически мыслить»
Родители видели чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали свое активное участие в консультациях-практикумах, в работе семейного клуба «Играем, развиваемся, обучаемся».
3. Работа с детьми проводилась по этапам:
На 1-м этапе я старалась вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют. В процессе игры на занятиях я использовала не только занимательный материал, сделанный мною, но и игры, изготовленные нашей промышленностью, а также использовала бросовый материал : кубики, пуговицы, прищепки, кегли, шишки, желуди, фишки, овощи, фрукты и т. д.
На 2-м этапе мною был разработан цикл занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения.
Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Занимательный математический материал очень разнообразен, по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои условия, активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствуют развития заинтересованности математикой.
Результативность опыта
Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом проводила в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером. Родителям я рекомендовала какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, советовала какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком. Работая в тесном контакте с родителями и детьми, мы добились хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе.
Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладели основами математики и информатики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны. По результатам последнего диагностирования детей их уровень знаний вырос на 20% по сравнению с диагностированием на начало года.