ольга зубенко
Опыт работы воспитателя ДОУ по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы воспитателя МБДОУ ДС № 38 "Колокольчик" г. Светлоград Зубенко Ольги Васильевны по физкультурно - оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Слайд Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. В связи с увеличением числа детей с ограничениями здоровья встает проблема сохранения их здоровья и получения стандартного содержания дошкольного образования в режиме здоровьесбережения. Многие родители осознают недостатки воспитания и развития своих детей, но зачастую им не хватает как элементарных знаний и умений по медицине, педагогике, психологии, так и времени. Тем самым, осознавая или не осознавая, родители перекладывают заботу о здоровье своего ребенка на плечи педагогов детского сада. Но деятельность в одностороннем порядке по сохранению и укреплению здоровья воспитанников не даст тот желаемый результат без помощи родителей.
Публикация «Опыт работы воспитателя ДОУ по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Возникает вопрос: Как сделать работу эффективной? Как заинтересовать родителей?
Слайд 4 ФГОС дошкольного образования раскрывает основные задачи образовательной области «Физическое развитие».
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Решение вышеперечисленных задач возможно только при тесном взаимодействии с семьей при е поддержке.
Слайд Актуальность данной темы обусловлена потребностью государства в здоровой нации. Известно, что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. Поэтому необходимо совершенствование и применение новых методов и приемов, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
Слайд Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения.
Новизна опыта заключается в том, что:
эти отношения определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад, как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения
Считаю, что данная тема является актуальной, так как охрана здоровья и гармоничное развитие личности лежит в основе образовательной и оздоровительной работы с детьми.
Слайд исследованиями данной проблемы занимались многие ученые и исследователи.
Ольга Леонидовна Князева утверждала, что главная задача – это стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение и за свое здоровье.
Специальные психолого-педагогические и социологические исследования ученых: Андрея Ивановича Захарова, Александры Николаевны Демидовой, Ольги Леонидовны Зверевой показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Слайд исходя из актуальности данной темы я поставила цель:
Цель:
Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у дошкольников и их родителей осознанную установку на здоровый образ жизни.
Для достижения цели определила следующие задачи. (вы их видите на экране)
Задачи:
1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивать максимальный комфорт, учет индивидуальных особенностей всех участников ВОП.
2. Обеспечить преемственность в работе детского сада и семьи в вопросах физического развития и оздоровления детей.
3. Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья.
Слайд Для получения хороших результатов свою работу строю на основе современных дидактических принципов, взаимодействия с семьей (на слайде). Свою работу я выстроила в несколько этапов.
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия - принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни
2. Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.
3. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.
4. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.
5. Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми.
6. Принцип безусловного принятия. Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный и т. д., а просто так, за то, что он есть!
Слайд 1 этап я начала с анализа групп здоровья детей, частоты заболевания каждого ребенка, проанализировала наиболее распространенные заболевания, проанализировала ресурсы, спланировала работу, наметила план работы с родителями перешла к подбору и анализу литературы.
Слайд Для эффективности работы по оздоровлению детей я использую и постоянно пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры.
Слайд на 2 этапе реализацию поставленных задач осуществляла через соответствующие формы работы с детьми, родителями и педагогами.
Работа с детьми.
Работу с детьми провожу с учетом личностных, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а так же с учетом детских интересов и предпочтений, что способствует благополучному существованию, а значит здоровью.
Слайд С данной целью в группе создана предметно-пространственная развивающая среда, которая обеспечивает не только разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе их самостоятельной деятельности. При тесном взаимодействии с родителями оформила в группе центр двигательной активности.
Считаю, что первоначальными условиями для работы по оздоровлению детей в детском саду является обеспечение режима дня и всех оздоровительных мероприятий.
Слайд Работу по оздоровлению и укреплению здоровья детей проходит в рамках занятий по физической культуре (3 раза в неделю); занятий по основам безопасности жизнедеятельности (1 раз в неделю в вечернее время, а также в рамках режимных моментов: утренняя зарядка, – прогулки (с оздоровительной ходьбой, гимнастика после дневного сна, ходьба по массажным коврикам, физкультминутки и динамические паузы, кинезиологические игры и упражнения, массаж и самомассаж ушных раковин, суджок-терапия, оздоровительные досуги и развлечения, закаливающие мероприятия, соблюдение САНПИНов.
Слайд Работа с родителями
Для решения поставленных мною задач по оздоровлению и укреплению здоровья детей использую разные методы и формы педагогического просвещения родителей, осуществляемые как в традиционной, так и в нетрадиционной формах.
1. Родительские собрания. Было проведено родительское собрание на тему «Возрастные особенности и культурно-гигиенические навыки детей 4 – 5 лет».
3. Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др.
4. Консультации для родителей провожу как устные, так и письменные. Тематика консультаций разнообразная, например, «Личная гигиена детей», «Основы здорового образа жизни», «Витамины для детей».
5. Анкетирование.
6. Семинары «Формирование привычки к ЗОЖ – важная задача воспитания»
6. Участие родителей в акциях. В акции «На зарядку становись!» родители приняли активное участие.
7. Досуги, праздники. Совместные праздники и развлечения. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни.
8. Папки передвижки.
9. Работа с сайтом ДОУ, в сети интернет.
Слайд Работа с педагогами.
Для педагогов детского сада подготовила консультацию на тему «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка»; буклеты с рекомендациями «Режим дня в детском саду и дома».
Слайд на 3 этапе, заключительном проанализировав работу, я пришла к выводу, что у родителей и детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Улучшились результаты уровня заболеваемости детей в 2021г. по сравнению с 2020г., а так же уменьшилось число часто и длительно болеющих детей. (на экране) В процессе наблюдений и бесед выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Родители стали уделять время и внимание формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек.
Слайд таким образом, обозначенная мною цель и задачи достигнуты, работу в данном направлении буду продолжать, в перспективе совместно с родителями планирую пополнить предметную среду в группе современными пособиями и инвентарем.
Слайд Вывод: семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей.
Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В результате информация и практический опыт, полученный родителями, способствуют : повышению эффективности работы по оздоровлению детей, дают необходимые знания о физическом развитии ребенка, способны сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.
В заключении я хочу рассказать вам притчу.
Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».
Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец.
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества.
Благодарю за внимание.