Елена Вдовкина
Опыт работы «Тренинг с элементами квест-игры как одна из форм работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на МО. Опыт работы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Вдовкина Елена Витальевна, я работаю воспитателем в детском саду «Солнышко» посёлка Ленинская Искра, имею 1 квалификационную категорию. За 11 лет работы в детском саду мною накоплен немалый опыт работы с родителями.
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия как с воспитанниками, так и с их родителями. В основе данных технологий лежит непосредственное участие и включение родителей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
При организации данной работы я использую различные формы и методы.
Информационно-аналитические формы общения включают в себя проведение социологических опросов, анкет, тестирования, обмен информацией через электронную почту и интернет сайт ДОУ.
Познавательные формы : сюда относятся как традиционные родительские собрания, беседы и консультации, так и «Круглый стол», конференции, видеотренинги и видеоконференции (что очень актуально в период коронавируса, творческие отчеты, недели творчества, пропаганда опыта семейного воспитания, творческие игры, клубы, семейная гостиная, библиотека, медиатека и др.
Досуговые формы - это мастер-классы, дни рождения детей с привлечением родителей, музыкально-спортивные досуги, тренинги с элементами квест-игры и т. п.
Наглядно-информационные формы - это кейс «Секреты воспитания», Банк родительских идей, фотомакеты «Семейный вернисаж», когда родители и дети делают презентацию семьи в форме газеты, журнала, фотомонтажа или фотомакета, различные альбомные презентации, фотовыставки, размещение информации в родительских уголках и т. п.
Особенно хорошо взаимодействие педагога и родителей проявляется при использовании квест-технологий, и они знакомы нам под таким названием как игра по станциям. Родителям нравятся такие формы больше чем традиционные собрания, так как они интереснее и увлекательнее для них. Применяя данную форму работы с родителями, удаётся в непринуждённой обстановке решить различные задачи и проблемы.
Необходимо отметить, что квест-технологии актуальны в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это инновационная форма организации образовательной деятельности направлена в основном на детей, но может использоваться и в работе с родителями.
Вся моя деятельность нацелена на то, чтобы в образовательном процессе были обеспечены комфортные, безопасные условия для развития детей, а для этого необходимо тесное сотрудничество педагогов и родителей
Сегодня я хочу представить вашему вниманию одну из досуговых форм работы с родителями «Тренинг с элементами квест-игры как одна из форм работы с родителями».
Для достижения желаемых результатов на этапе завершения дошкольного образования, строить работу с родителями начала сразу же с раннего дошкольного возраста. Более подробно хочу рассказать вам о мероприятии, прошедшем в виде тренинга «Кризис 3-х лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников.
Задачи, которые я определила для себя при проведении данного мероприятия.
Наш совместный тренинг начался со спокойной, располагающей музыки, что способствовало общему положительному настрою на данное мероприятие. Столы расставлены по кругу. На них лежат памятки, карточки, листы бумаги, карандаши, атрибуты для игры.
Первым этапом была игра «Поприветствуем друг друга»
Цель игры: создать психологически комфортную атмосферу, помочь сосредоточиться и настроиться на проведение данного мероприятия.
Краткое описание игры: Родители встают в круг. Объясняются правила игры. Вовремя звучании музыки какой-либо страны, нужно поздороваться друг с другом, как это делают жители данной страны.
Например:
Японцы – кланяются, руки находятся вдоль тела.
Таджики- пожимают руки друг другу двумя руками.
Жители индии – складывают ладони вместе перед лицом и кланяются.
Русские – здороваются правой рукой.
Далее родители садятся за столы.
На втором этапе мы провели упражнение на сплочение группы «Вот какой он, мой ребенок!»
Каждому участнику был предоставлен лист с изображением двух ладоней. Задача родителей : на каждом пальце написать букву имени своего ребёнка, а затем подобрать качество, которое начинается на эту букву и соответствует характеру ребёнка.
Родители представили свои описания и с удовольствием рассказали о лучших качествах своих детей.
Далее родителям было дано задание «Особенности поведения», которое заключалось в том, что воспитатель называет особенности поведения детей, причём не всегда положительного, а родители поднимают руку, если такими качествами обладает их ребёнок. Это необходимо для того, чтобы осознать наличие какой-либо проблемы, постараться признаться самому себе в этом, осознать её и наметить работу по коррекции.
Для того, чтобы лучше понять, почему же ребёнок изменился, я предложила родителям представить цыпленка, который ещё не вылупился из яйца, дать родителям возможность представить чувства и ощущения своего ребёнка, поставить на время себя на его место. Постоянная опека родителей для ребенка – это такая же скорлупа. Сначала ему тепло, уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие. Для этого я задала родителям несколько вопросов.
Следующим этапом нашего тренинга было задание расшифровать ребус.
Предлагаю вам попробовать отгадать данный ребус. (ответы)
Это слово кризис. Возраст от 2,5 до 4 лет - критический. Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Чтобы узнать о них, я предложила родителям принять участие в квест-игре, которая предполагала «снятие» частей скорлупы для освобождения ненужных симптомов.
Наша квест-игра началась с «Поиска симптомов криза 3-лет»
1-й симптом - негативизм
Родителям было предложено разгадать кроссворд. Они отгадывали слова по горизонтали и называли слово – симптом кризиса 3-х лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.
После отгадывания слова мы сняли часть скорлупы. Негативизм - это нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать всё наоборот.
Диалог с родителями включал в себя следующие вопросы:
- Замечали ли Вы у своего ребенка признаки негативизма?
- Можете ли Вы поделиться советом, как с этим справляетесь?
Далее родителям было предложено просмотреть видеоролик «Девочка ест лук» и определить симптом. Сейчас мы с вами тоже его посмотрим.
Я тоже хочу предложить вам отгадать слово, которое обозначает заявление своего несогласия, непризнание, отрицание, заявление о незаконности какого-либо дела. (ответы педагогов).
Итак, на данном этапе мы определяем 2-й симптом, с которым приходится сталкиваться в период кризиса 3-х лет – это протест.
С разгадкой данного симптома под названием «протест» снимается часть скорлупы.
Протест - это бунт против окружающих. Такой «бунтарь» постоянно провоцирует ссоры с родителями, говорит «плохие слова», делает наоборот.
Далее, в ходе квест-игры, чтобы понять лучше наших малышей, я предложила родителям принять участие в игре «Недетские запреты», которая заключалась в том, что родитель выступает в роли ребенка и садится на стул в центре зала. Задача остальных участников: подходить по одному к «ребенку» и говорить, что ему запрещается делать.
При этом лентой завязывается та часть тела, которой касался запрет. Данный этап игры учит родителей выражать свои мысли немного другими словами: вместо выражения «Не кричи» использовать фразу: «Говори спокойно», при этом развязывается лента и снимается запрет.
Подобным образом в ходе квест-игры были определены следующие симптомы кризиса 3-х лет: это своеволие, упрямство, обесценивание, деспотизм, строптивость.
По каждому симптому родителям задавались вопросы, выслушивались ответы, а в конце мероприятия были вручены памятки с советами по устранению и преодолению данных негативных симптомов кризиса 3-х лет.
В конце квест-игры была проведена рефлексия, показывающая обратную связь и отношение родителей к данному мероприятию.
Из всего вышесказанного следует вывод, что подобного рода мероприятия необходимо проводить с родителями. На простых примерах, с использованием игровых приёмов, видеороликов, родители извлекут для себя больше пользы, чем из традиционной беседы или консультации. Ведь в дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, квест-технологии очень широко используются и применяются. А значит, я могу быть уверена, что мои воспитанники и их родители придут туда хорошо подготовленными в данном направлении.
В перспективе своей дальнейшей работы я планирую применять ещё более интересные и необычные формы и методы работы с родителями, так как здесь задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Это сближает и способствует созданию благоприятного микроклимата не только в отношениях ребёнка и родителей, но и в отношениях педагога и родителей.
Всем спасибо за внимание!