Елена Верещагина
Опыт работы в подготовительной группе. Проект «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. С 2021 года в школах и детских садах страны внедряется программа Воспитания. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Куклы помогут детям просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС в образовательную деятельность педагога предполагает приобщение ребенка к народным истокам через игровую деятельность. Выбирая эту тему, я руководствовалась тем, что кукла это первая среди игрушек, с которой ребенок начинает играть, так как она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Вместе с тем, в процессе игр и занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Публикация «Опыт работы в подготовительной группе, Проект „Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Проекты, планы
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. В древности же славяне к ним относились иначе. Куклы были оберегами, каждая из них выполняла свои функции. До недавнего времени я даже не подозревала, какое огромное количество разновидностей этих кукол существует. Куклы наших предков несли в себе доброе начало. Изготовление куклы было делом сугубо женским. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры. В процессе изготовления тряпичной куклы не использовали ни ножниц, ни иголок, детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к другу. Многие куклы бережно хранились в семье в сундуках и передавались из поколения в поколение
В современной семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.
Данные факты мотивировали меня обратиться в подготовительной группе в части, формируемой участниками образовательных отношений, к русской народной кукле.
Цель проекта - познакомить детей с историей возникновения русской народной куклы, её происхождением и способами изготовления.
Задачи по ознакомлению старших дошкольников с тряпичной куклой:
- Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества;
- Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
- Формировать умения и практические навыки работы с текстильными материалами;
- Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;
- Учить грамотно, подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;
- Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
- Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.
Был разработан план работы на год, в рамках которого дети знакомились с историей народной куклы и способами ее изготовления в соответствии с образовательными областями:
1. Познавательное развитие, речевое развитие:
- непосредственно - образовательная деятельность:
- беседы познавательно - исторического характера на темы: «История куклы», «Народная кукла»;
- чтение художественной литературы о куклах: А. Толстой «Буратино», русской народной сказки «Василиса Прекрасная»; стихов В. Приходько, Г. Ладонщикова, использование всех видов фольклора;
- дидактические игры: «Наряди куклу»,
«Угадай, из чего кукла сделана»;
2. Художественно - эстетическое развитие:
- организация выставок по темам: «Рукотворная кукла», «Кукла из бабушкиного сундучка;
- просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписи;
- подвижные, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением;
- организация мини-музея;
- мастерская по изготовлению кукол по схемам и рисункам;
- театрализованная деятельность (обыгрывание сюжетов);
3. Социально – коммуникативное развитие:
- игровые ситуации;
- сюжетно - ролевые игры с куклами;
Первый этап - обогащение предметно-развивающей и игровой среды на основе предметов народного художественного творчества и народной игрушки. Это создание уголка ряженья, уголка «Сказочная мастерская». Макета «Русская изба», где представлены атрибуты крестьянского быта, а также дидактические пособия по теме.
В процессе работы по приобщению детей к русской народной культуре мы изучали быт русского народа, традиционные промыслы, историю народной игрушки, изготавливали простейших куколок и, конечно, играли с ними.
Итог работы – обобщение наработанного материала и проведение интегрированного занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с тряпичной народной куклой «В гостях у тряпичной куклы» для педагогов и родителей, на котором дети…
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе. Благодаря работе в данном направлении, у детей повысился интерес к народной культуре, расширились представления о традиционной народной кукле, народных женских эстетических и духовно-нравственных идеалах, что, в свою очередь, отразилось на эмоциональном состоянии детей, познавательных интересах, в результатах их повседневной продуктивной деятельности. Моя главная задача - привить детям любовь к национальной русской культуре, научить их ценить народные традиции, восхищаться своей Родиной.
У воспитанников группы проявились такие нравственные качества, как дружелюбие, умение договариваться, стремление помогать друг другу, в возникающих конфликтных ситуациях дети стали использовать «мирилки», фольклор, прибаутки и др., а также проявление таких качеств личности, как доброта, внимание и ответственность.