Лучший педагог года Итоги 2024

Опыт работы в подготовительной группе. Проект «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории» (9 фото)

Елена Верещагина
Опыт работы в подготовительной группе. Проект «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории»
▼ Скачать + Заказать документы

Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. С 2021 года в школах и детских садах страны внедряется программа Воспитания. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Куклы помогут детям просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС в образовательную деятельность педагога предполагает приобщение ребенка к народным истокам через игровую деятельность. Выбирая эту тему, я руководствовалась тем, что кукла это первая среди игрушек, с которой ребенок начинает играть, так как она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Вместе с тем, в процессе игр и занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Темочки:

Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. В древности же славяне к ним относились иначе. Куклы были оберегами, каждая из них выполняла свои функции. До недавнего времени я даже не подозревала, какое огромное количество разновидностей этих кукол существует. Куклы наших предков несли в себе доброе начало. Изготовление куклы было делом сугубо женским. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры. В процессе изготовления тряпичной куклы не использовали ни ножниц, ни иголок, детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к другу. Многие куклы бережно хранились в семье в сундуках и передавались из поколения в поколение

В современной семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.

Данные факты мотивировали меня обратиться в подготовительной группе в части, формируемой участниками образовательных отношений, к русской народной кукле.

Цель проекта - познакомить детей с историей возникновения русской народной куклы, её происхождением и способами изготовления.

Задачи по ознакомлению старших дошкольников с тряпичной куклой:

- Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества;

- Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

- Формировать умения и практические навыки работы с текстильными материалами;

- Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;

- Учить грамотно, подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;

- Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;

- Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.

Был разработан план работы на год, в рамках которого дети знакомились с историей народной куклы и способами ее изготовления в соответствии с образовательными областями:

1. Познавательное развитие, речевое развитие:

- непосредственно - образовательная деятельность:

- беседы познавательно - исторического характера на темы: «История куклы», «Народная кукла»;

- чтение художественной литературы о куклах: А. Толстой «Буратино», русской народной сказки «Василиса Прекрасная»; стихов В. Приходько, Г. Ладонщикова, использование всех видов фольклора;

- дидактические игры: «Наряди куклу»,

Опыт работы в подготовительной группе. Проект «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории»
Фото «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории»

«Угадай, из чего кукла сделана»;

Опыт работы в подготовительной группе. Проект - фото

2. Художественно - эстетическое развитие:

- организация выставок по темам: «Рукотворная кукла», «Кукла из бабушкиного сундучка;

- просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписи;

- подвижные, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением;

Фото №1 Не секрет что за последние десятилетия мы утратили

- организация мини-музея;

- мастерская по изготовлению кукол по схемам и рисункам;

Фото №2 Проекты планы народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей

- театрализованная деятельность (обыгрывание сюжетов);

Фото №3 Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой

3. Социально – коммуникативное развитие:

- игровые ситуации;

Фото №4 С года в школах и детских садах страны внедряется программа Воспитания

- сюжетно - ролевые игры с куклами;

Первый этап - обогащение предметно-развивающей и игровой среды на основе предметов народного художественного творчества и народной игрушки. Это создание уголка ряженья, уголка «Сказочная мастерская». Макета «Русская изба», где представлены атрибуты крестьянского быта, а также дидактические пособия по теме.

Фото №5 Детям обязательно нужно знать историю своего народа его традиции культуру промыслы чтобы почувствовать себя частью своего народа ощутить гордость за свою страну

В процессе работы по приобщению детей к русской народной культуре мы изучали быт русского народа, традиционные промыслы, историю народной игрушки, изготавливали простейших куколок и, конечно, играли с ними.

Итог работы – обобщение наработанного материала и проведение интегрированного занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с тряпичной народной куклой «В гостях у тряпичной куклы» для педагогов и родителей, на котором дети…

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе. Благодаря работе в данном направлении, у детей повысился интерес к народной культуре, расширились представления о традиционной народной кукле, народных женских эстетических и духовно-нравственных идеалах, что, в свою очередь, отразилось на эмоциональном состоянии детей, познавательных интересах, в результатах их повседневной продуктивной деятельности. Моя главная задача - привить детям любовь к национальной русской культуре, научить их ценить народные традиции, восхищаться своей Родиной.

У воспитанников группы проявились такие нравственные качества, как дружелюбие, умение договариваться, стремление помогать друг другу, в возникающих конфликтных ситуациях дети стали использовать «мирилки», фольклор, прибаутки и др., а также проявление таких качеств личности, как доброта, внимание и ответственность.

Фото №6 Бесценность работы с народной куклой состоит в том что в играх с куклами дети учатся общаться фантазировать творить проявлять милосердие тренируют память
Публикации по теме:

Буккросинг — средство приобщения дошкольников к чтениюБуккросинг — средство приобщения дошкольников к чтению Буккросинг в детском саду! В нашем саду идет реализация проекта «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению», целью которого.

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Опыт работы «Спортивно-оздоровительные мероприятия как форма приобщения семьи к здоровому образу жизни»Опыт работы «Спортивно-оздоровительные мероприятия как форма приобщения семьи к здоровому образу жизни» В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и.

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Искусство как средство нравственно-эстетического и духовного воспитания дошкольников. Опыт работыИскусство как средство нравственно-эстетического и духовного воспитания дошкольников. Опыт работы Разностороннее развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач,.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы в подготовительной группе. Проект «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории»
Опубликовано: 7 октября 2024 в 12:28
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы в подготовительной группе. Проект «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Верещагина (УИ 115314) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД