МААМ-картинки

Опыт работы в подготовительной группе. Проект «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории» (9 фото)

Елена Верещагина
Опыт работы в подготовительной группе. Проект «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории»
▼ Скачать + Заказать документы

Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. С 2021 года в школах и детских садах страны внедряется программа Воспитания. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Куклы помогут детям просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС в образовательную деятельность педагога предполагает приобщение ребенка к народным истокам через игровую деятельность. Выбирая эту тему, я руководствовалась тем, что кукла это первая среди игрушек, с которой ребенок начинает играть, так как она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Вместе с тем, в процессе игр и занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Публикация «Опыт работы в подготовительной группе, Проект „Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории“» размещена в разделах

Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. В древности же славяне к ним относились иначе. Куклы были оберегами, каждая из них выполняла свои функции. До недавнего времени я даже не подозревала, какое огромное количество разновидностей этих кукол существует. Куклы наших предков несли в себе доброе начало. Изготовление куклы было делом сугубо женским. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры. В процессе изготовления тряпичной куклы не использовали ни ножниц, ни иголок, детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к другу. Многие куклы бережно хранились в семье в сундуках и передавались из поколения в поколение

В современной семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.

Данные факты мотивировали меня обратиться в подготовительной группе в части, формируемой участниками образовательных отношений, к русской народной кукле.

Цель проекта - познакомить детей с историей возникновения русской народной куклы, её происхождением и способами изготовления.

Задачи по ознакомлению старших дошкольников с тряпичной куклой:

- Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества;

- Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

- Формировать умения и практические навыки работы с текстильными материалами;

- Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;

- Учить грамотно, подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;

- Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;

- Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.

Был разработан план работы на год, в рамках которого дети знакомились с историей народной куклы и способами ее изготовления в соответствии с образовательными областями:

1. Познавательное развитие, речевое развитие:

- непосредственно - образовательная деятельность:

- беседы познавательно - исторического характера на темы: «История куклы», «Народная кукла»;

- чтение художественной литературы о куклах: А. Толстой «Буратино», русской народной сказки «Василиса Прекрасная»; стихов В. Приходько, Г. Ладонщикова, использование всех видов фольклора;

- дидактические игры: «Наряди куклу»,

Опыт работы в подготовительной группе. Проект «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории»
Фото «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории»

«Угадай, из чего кукла сделана»;

Опыт работы в подготовительной группе. Проект - фото

2. Художественно - эстетическое развитие:

- организация выставок по темам: «Рукотворная кукла», «Кукла из бабушкиного сундучка;

- просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписи;

- подвижные, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением;

Фото №1 Не секрет что за последние десятилетия мы утратили

- организация мини-музея;

- мастерская по изготовлению кукол по схемам и рисункам;

Фото №2 Проекты планы народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей

- театрализованная деятельность (обыгрывание сюжетов);

Фото №3 Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой

3. Социально – коммуникативное развитие:

- игровые ситуации;

Фото №4 С года в школах и детских садах страны внедряется программа Воспитания

- сюжетно - ролевые игры с куклами;

Первый этап - обогащение предметно-развивающей и игровой среды на основе предметов народного художественного творчества и народной игрушки. Это создание уголка ряженья, уголка «Сказочная мастерская». Макета «Русская изба», где представлены атрибуты крестьянского быта, а также дидактические пособия по теме.

Фото №5 Детям обязательно нужно знать историю своего народа его традиции культуру промыслы чтобы почувствовать себя частью своего народа ощутить гордость за свою страну

В процессе работы по приобщению детей к русской народной культуре мы изучали быт русского народа, традиционные промыслы, историю народной игрушки, изготавливали простейших куколок и, конечно, играли с ними.

Итог работы – обобщение наработанного материала и проведение интегрированного занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с тряпичной народной куклой «В гостях у тряпичной куклы» для педагогов и родителей, на котором дети…

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе. Благодаря работе в данном направлении, у детей повысился интерес к народной культуре, расширились представления о традиционной народной кукле, народных женских эстетических и духовно-нравственных идеалах, что, в свою очередь, отразилось на эмоциональном состоянии детей, познавательных интересах, в результатах их повседневной продуктивной деятельности. Моя главная задача - привить детям любовь к национальной русской культуре, научить их ценить народные традиции, восхищаться своей Родиной.

У воспитанников группы проявились такие нравственные качества, как дружелюбие, умение договариваться, стремление помогать друг другу, в возникающих конфликтных ситуациях дети стали использовать «мирилки», фольклор, прибаутки и др., а также проявление таких качеств личности, как доброта, внимание и ответственность.

Фото №6 Бесценность работы с народной куклой состоит в том что в играх с куклами дети учатся общаться фантазировать творить проявлять милосердие тренируют память
Публикации по теме:

Буккросинг — средство приобщения дошкольников к чтениюБуккросинг — средство приобщения дошкольников к чтению Буккросинг в детском саду! В нашем саду идет реализация проекта «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению», целью которого.

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Опыт работы «Спортивно-оздоровительные мероприятия как форма приобщения семьи к здоровому образу жизни»Опыт работы «Спортивно-оздоровительные мероприятия как форма приобщения семьи к здоровому образу жизни» В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и.

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы в подготовительной группе. Проект «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории»
Опубликовано: 7 октября 2024 в 12:28
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы в подготовительной группе. Проект «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Верещагина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД