Папки-передвижки

Опыт работы «Современные технологии как средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»

Ишутина Наталья Дмитриевна
Опыт работы «Современные технологии как средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Актуальность опыта

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема

Финансового воспитания становится актуальной применительно уже дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего

Публикация «Опыт работы „Современные технологии как средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников“» размещена в разделах

финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного

человека. При включении Опыта в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Опыт реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлен на создание специальных условий для формирования основ финансовой грамотности у детей. Используется игровой метод подачи материала, снижающий риски излишней интеллектуализации детей, провоцирования искусственного убыстрения развития детей старшего дошкольного возраста. Реализация предложенных технологий сделает образовательный процесс интересным и занимательным для детей, сформирует необходимые умения, опыт деятельности, необходимый для последующего успешного обучения в начальной школе, а также сформирует качества личности, являющиеся целевыми ориентирами в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

1. Цели и задачи опыта

Цель опыта – формирования основ финансовой грамотности у детей посредством развивающих игр.

Задачи:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

3. Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематический план по финансовой грамотности

Месяц Тема занятия Содержание занятия Формы и методы проведения

Входная диагностика.

Без труда нет жизни на земле.

Сентябрь Труд – основа жизни Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела

– это плохо. Виды домашнего труда Беседа, игра-

соревнование «Мои домашние обязанности», папка- передвижка «Наша семья трудится, тематический стенд о

труде

Работать и зарабатывать. Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (так же можно заработать наказание за

провинность, проступок и т. п.) Беседа, ситуативные задачи, игра Вот так заработал!»,

фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно»

Сентябрь Все работы хороши, выбирай на вкус. Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя и для продажи (товар) Игры: «что создается трудом», «Как продукт труда в товар превращается», викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?», загадки

«Все профессии важны, все профессии нужны, угадай профессию по продукту труда

Творческое занятие Разбираем, что будет, если люди перестанут работать и трудиться Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки,

представляем, рисуем

Октябрь Всякому делу учиться надо Разбираем, чему необходимо научиться для каждой профессии Беседа, просмотр

мультфильма, выставка рисунков

Мини- спектакль «Без труда не вытащишь рыбку

из пруда» Закрепляем понятия : трудиться, работать и зарабатывать Интерактивные мини- спектакль

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

Октябрь Как придумали деньги Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу, универсальное средство

обмена (инструмент обмена товаров и услуг) Беседа, чтение, рассказ

Какие бывают

деньги, как они выглядят и оттуда берутся Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка Беседа, исследование,

чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы», тематический стенд «Какими деньги были и какими стали

(эволюция денег)»

Ноябрь Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая

денежка всегда крепка Труд и доходы. Вознаграждение за частный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи,

сказка «Трудовые деньги».

Где живут деньги Денежку бережем. Кошельки, копилки, сейфы, банки, банковские карты и пр. Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Папка- передвижка «Мы идем

в банк»

Ноябрь «Как правильно

тратить деньги?» Способствовать осознанию роли денег в жизни людей. Беседа, упражнения, просмотр мультфильма

Мини-спектакль

«Зайкина находка» Закрепляем понятие деньги Интерактивный мини- спектакль

Покупаем, продаем, обмениваем

Декабрь Потребности и желания Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности. Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра

«Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артема»,

обсуждение

Где покупают и продают разные товары Товары предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки Игра «Где, что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-пердвижка «Мы

идем за покупками»

Декабрь Наша мастерская Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем,

лепим и пр. Творческо-трудовая деятельность

Стоимость и цена товара Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара ( сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и

формируем цену Игра «Сколько это стоит?», беседа «как складывается стоимость товара, обсуждение

Январь Выгодно -

невыгодно Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого – дешево, выгодно - невыгодно»,

Сказка «Как старик

Русская ярмарка Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска. Игра-праздник «русская ярмарка». Конкурс проектов «Этой ярмарки краски». Мини-спектакль «Лесная ярмарка».

Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Январь Тратим разумно, экономим Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относится к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам Беседа, чтение, игра

«Деньги получил-

Ерунды накупил», викторина «разумные траты сказочных героев», загадки:

«Угадай, кто это?», игра «Открываем бутербродную, закупаем товар»

Копим и сберегаем Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, непросто, но полезно, ответственно и важно Ситуационные задачи, папка-передвижка «Мы копим», обсуждение,

игра «Копим и сберегаем»

Февраль Мини- спектакль

«Мишкина копилка» Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка может понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность

распоряжаться личными деньгами Интерактивный мини- спектакль

Творческое занятие «Наша мастерская» Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи Дети занимаются посильным ремонтом игрушек и т. п., в том числе принесенных из дома. Делают поделки

из вторсырья.

Февраль Понятие

«Карманные деньги» Развитие понятия «карманные деньги». Что с ними можно делать. Просмотр мультфильма, беседа, дидактическая игра,

проблемный диалог

Мини- спектакль «День

рождения» Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить с умом.

Бережливость, экономия – это разумное отношение к расходам, результатам труда; забота, умение

делиться и отдавать. Интерактивный мини- спектакль

Учимся занимать и отдавать

Март Занимаем и одалживаем Знакомимся с понятиями:

одалживать, занимать. Беседа, ситуативные задачи, игра «Занять и одолжить», папка-

передвижка «Занимаем и одалживаем»

Долги Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные

обещания – это тоже долг. Чтение, обсуждение.

Март Заплати долг скорее, тогда будет веселее. Осознаем, что если взял в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).

Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство Обсуждаем русские пословицы:

- Умей взять - умей и отдать!

- бери, да помни! Не штука занять, штука отдать.

- В долг брать легко, а отдавать тяжело

Мини-

Спектакль «Как Мишка деньги занимал» Закрепляем понятия: занимать,

одалживать, долг, должник. Интерактивный мини-

спектакль

Учимся планировать

Апрель Планируем поездку на море. Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с

планирования своего дня. Учимся организовывать свое время Игра «Финансовый план на отдых», папка-передвижка «Мы планируем», беседа

Ставим цели. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить

планы, действовать по плану и достигать цели. Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд

Апрель Сделал дело – гуляй смело Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать

сообща Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачи,

обсуждение

Мини – спектакль «Как папа спланировал потратить доход» Закрепляем понятия: план, планирование Интерактивныймини- спектакль

Богатство и бедность

Май Хочу купить все! Выясняем, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце,

близкие люди и пр.) за деньги не купишь Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?»,

читаем и обсуждаем

рассказ «Как Валюша

бабушке сон покупала»

Наше богатство Формируем представление о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, который наряду с денежным благополучием

позволяют воспитывать гармоничную личность Читаем и обсуждаем сказки Бедные – богатые», «Ум и богатство», беседа, ситуативные задачи

Май Жадность Разбираем, что такое жадность и почему это плохо для человека. Читаем и обсуждаем рассказ В.

Сухомлинского

«Жадный мальчик», обсуждаем поговорки:

- Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь

-сам потонет, а воды не даст.

- Щедрый бедности не знает

- щедрому весь мир родня.

Мини-спектакль

«Бережливые друзья» Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовлетворение от того, что сделал что-то самостоятельно ему открыт простой, честный, веселый мир. Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, милосердие – качества человека со

здоровым отношением к деньгам Интерактивный мини- спектакль

Диагностика по итогам изучения модуля

4. Технология опыта

Мной используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

Мной используются следующие формы и методы реализации :

- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

- практические (исследование, экспериментирование и др.).

Базовой формой и методом реализации Опыта является игра.

Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные игры: театрализованные, режиссёрские, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, семейные и др.

В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.

Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.

Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-исследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.

Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.

Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.

Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т. д.). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.

Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Опыта.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания.

Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники, занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.

Структура занятия включает следующие этапы: подготовительный (вводный, основной и заключительный.

I водная часть: 3-5 минут.

II основная часть: от 10 до 15 минут.

III заключительная часть: от 2 до 7 минут.

Совместная деятельность взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействий. Ее сущностные признаки, наличие равноправной позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Содержание опыта реализуется в различных видах образовательных ситуаций, которые дети решают в сотрудничестве со взрослым. Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечивает использование интерактивных методов: проектов, проблемного обучения, эвристическая беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения.

Традиционно нами применялись сюжетно-ролевые игры, например: «Семья», «Супермаркет», «Парикмахерский салон», «Кафе», «Аптека». Подобные игры помогают сделать экономику понятной. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, а также устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, оказание платных услуг и др.

Нами разработаны следующие игры с экономическим содержанием: «Что сегодня я куплю», «Беру кредит», «Я спонсор», «Я хочу застраховать», «Открываю магазин», «Банк», «Моя фирма», «Аукцион», «Бюро добрых услуг», «Мастерская игрушек» и др.

Детям очень нравятся сюжетно-дидактические игры производственной тематики, в ходе которых они изготавливают реальный продукт, вступают в «финансовые отношения», проявляют в элементарной форме бережливое отношение к продуктам труда, экономное расходование материалов, умение планировать свою работу, достигать положительного результата с наименьшими затратами сил, времени, средств («Аукцион», «Бюро добрых услуг», «Прачечная», «Кондитерская», «Зеленая помощь», «Няня» и др.).

В игре мы наблюдаем проявление активности, самостоятельности, инициативы (внутреннее побуждение к обновлению, рационализации, изобретательству, расчетливости (рационального распределения времени, материальных ресурсов и денежных средств для выполнения задания, деловитости (своевременное и качественное доведение до необходимого результата начатого дела при творческом подходе в процессе трудовой деятельности, бережливости (уважительное отношение к результатам труда, личной собственности и др.).

Во многом развитию этих качеств способствуют сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры и правильное руководство этими играми.

При организации сюжетно-дидактических игр, связанных с постижением смысла труда, воспроизводства трудовой деятельности взрослых, освоением некоторых технологических приемов получения продуктов труда (товаров и услуг, страхованием, товарно-денежными отношениями, мы особое внимание уделяем правильности выполнения игровых действий, подсказываем и создаем новые ситуации, одобряем предпринимательские идеи детей, обращаем внимание на проявление таких качеств, как деловитость, самостоятельность, расчетливость, способность к планированию и организации игры.

Примером может служить игра «День предпринимателя».

По своему желанию дети организовывают сразу несколько «фирм», связанных с экономическим сюжетом («Магазин игрушек», «Магазин посуды» (поделки из соленого теста)», «Кирпичный завод», ларек «Открытки», кафе «Булочка», ларек «Сувениры».

Дети выбирают директора фирмы или менеджера (как правило, это ребенок, который проявил себя в ходе предыдущих игр, показал хорошие представления в области выполнения расчетов, берут кредит в банке, платят аренду, приобретают средства производства (ножницы, тесто, муку, клейстер, бумагу, картон и др.) с учетом деятельности каждой фирмы, осуществляют прием работников, реализуют товары и услуги, получают доход, распределяют прибыль и покупают друг у друга товары за условные деньги. И в конце игры подсчитывают прибыль: какая группа детей, т. е. фирма больше заработала.

Подводя итоги игры, мы обращаем внимание на умение организовать и открыть свой магазин, сделать товары и ценники, оформить рекламу, реализацию продукции, умение пользоваться специальной терминологией, а также на проявление предприимчивости и взаимоотношения друг с другом. Другими словами речь идет о формировании предпринимательских качеств, в основе которых лежит нравственно-ценностный аспект. Это объясняется тем, что в ходе организованной игровой деятельности мы подводим детей к пониманию того, что предпринимательство это способность некоторых людей организовывать коммерческие предприятия, рационально соединяя труд и капитал в процессе производства нужных обществу товаров или оказания услуг, получение на этой основе дохода.

Мы заметили, что правильная организация и руководство играми с экономическим содержанием формирует определенный предпринимательский менталитет, который заключается в учете экономических интересов друг друга, в умении общаться с другими, убеждать друг друга в правоте своих слов, в принятии решения после тщательного продумывания ситуации, в честности, в уважении законов. Мы знакомим с правилами совместной работы, которые заключаются в общительности, дружелюбии, желании понимать друг друга, склонности к юмору, а также с правилами хорошего тона: никогда никуда не опаздывать, не перебивать говорящего, не влезать в чужой спор, не обещать невыполнимого и др.

Большую помощь оказали дидактические игры (печатные и изготовленные нами) : «Кем быть?», «Хочу и надо», «Что можно и что нельзя купить за деньги», «Попробуй, объясни» «Денежка без сдачи», «Собери монеты в копилку», «Финансовые парочки», «Разрезные купюры», игры-ходилки. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Особый интерес у детей вызвали интеллектуальные игры-развлечения. Например: «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», блиц-игра «Маленький финансист», викторины, разгадывание «Экономических ребусов» и «Загадок из кошелька». Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

Неоценимую роль в подготовке и проведении игр, бесед, НОД сыграло использование научно-популярной и художественной литературы. Дети познакомились с книгами по финансовой грамотности (Т. Поповой «Откуда берутся деньги?», Т. Максютова «Куны, каури, копейки», сборник Е. Ульевой Я побеждаю, страхи. Откуда берутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках», а также авторскими дидактическими сказками, которые мы оформили и объединили в сборник «Сказки дядюшки Финансиста». Конечно же, мы вспомнили и про «Муху-Цокотуху» К. Чуковского, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого и др. Не остались в стороне пословицы и поговорки о труде, деньгах, бережливости, добропорядочности. Дети с удовольствием собирали «Рассыпавшиеся пословицы», которые были оформлены в виде иллюстрированных карточек. Нами был составлен и оформлен «Экономический словарик», к нему подобраны предметные ка

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактическая игра по финансовой грамотности «Касса» для старших дошкольниковДидактическая игра по финансовой грамотности «Касса» для старших дошкольников Данная игра создана для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Предполагается, что ребёнок.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Современные технологии как средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»
Опубликовано: 7 сентября 2024 в 13:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Современные технологии как средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ишутина Наталья Дмитриевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД