Дарья Баймурзина
Формирование композиционных умений в процессе рисования детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование композиционных умений в процессе рисования детей старшего дошкольного возраста
Введение
Одна из важнейших задач развития детского творчества - научить
ребенка осознанно использовать различные элементарные основы
изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с
наибольшей полнотой выражать свои представления об окружающей
действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер
образа, выражать к нему свое отношение. Актуальность решения данной
проблемы становится особенно очевидной, когда речь идет об овладении
Публикация «Формирование композиционных умений в процессе рисования детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
элементарными основами композиции, представляющей особую форму
эстетического познания мира и обеспечивающей, в сочетании с другими
средствами, достижение наилучших результатов в создании художественного
образа.
Многие исследователи детского изобразительного творчества (Е. И.
Игнатьев, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, В. С. Мухина, Н. П. Сакулина и др.)
отмечают, что ребенок уже с первых этапов своего развития начинает
использовать отдельные средства изобразительного языка. В педагогической
практике малоизвестны способы обучения детей дошкольного возраста
использованию элементарных правил и приемов композиции. Это приводит к
снижению образной выразительности детских рисунков, потере интереса
детей к рисованию и иным формам изобразительного творчества и
ограничению коммуникативных возможностей детского творчества.
Научить ребенка осознанно использовать различные элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свои представления об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение — одна из важнейших задач развития детского творчества. Необходимость решения данной проблемы становится особенно очевидной, когда речь идет об овладении элементарными основами композиции, представляющей особую форму эстетического познания мира и обеспечивающей, в сочетании с другими средствами, достижение наилучших результатов в создании художественного образа
Композиционные умения - это универсальные идеи, которые объединяют композиционные знания, живописные, графические, скульптурные, декоративные навыки в единое целое, направленные на успешное решение творческих задач.
Особая роль в развитии композиционных умений в рисовании у детей
старшего дошкольного возраста принадлежит искусству. Характерная
особенность искусства – отражение действительности в художественных
образах, которые действуют на осознание и чувства человека, воспитывают в
нем определенные отношения к событиям и явлениям жизни, помогают
глубже и полнее познавать действительность. Посредством искусства
воспитывается умение видеть типичное, характерное, обобщать
наблюдаемые явления.
Период дошкольного детства – один из самых
благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в
развитии у них способностей к изобразительной деятельности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования
композиционных умений в рисовании у детей старшего дошкольного
возраста?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования композиционных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования композиционных умений в рисовании у детей старшего дошкольного
возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитию композиционных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста могут способствовать следующие педагогические условия:
- обогащение представлений о композиции как средстве
выразительности рисунка;
- обогащение представлений об объектах и явлениях окружающей
действительности;
- обеспечение самостоятельности в планировании содержания рисунка.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой
исследования нами были определены следующие задачи:
1. Выяснить сущность понятия «композиция» и рассмотреть
особенности композиции как средства выразительности детского рисунка.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы с детьми
старшего дошкольного возраста по освоению композиции как средства
выразительности рисунка.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать
педагогические условия формирования композиционных умений в рисовании у
детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить уровни развития композиционных умений в
рисовании у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования, использованные при написании дипломной работы:
- теоретический анализ,
- педагогический эксперимент,
- анкетирование,
- беседа,
- анализ продуктов детской деятельности; количественный и
качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МКДОУ «Детский сад 22» с. Рождественка Увельского района Челябинской области.