МААМ-картинки

Опыт работы «Социальная адаптация ребенка с ОВЗ через занятия художественным творчеством»

Нуржанат Улыкпанова
Опыт работы «Социальная адаптация ребенка с ОВЗ через занятия художественным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы

Ключевые слова: адаптация, художественное творчество, ограниченные возможности здоровья.

Аннотация: Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром.

Цель: Социальная адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через занятии художественным творчеством.

Задачи:

Публикация «Опыт работы „Социальная адаптация ребенка с ОВЗ через занятия художественным творчеством“» размещена в разделах

Развивающие: развитие умения видеть, наблюдать, выделять главное и второстепенное, развитие мелкой моторики, образного мышления, внимания, фантазии; стремления ребенка к созданию образов;

формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты.

Воспитательные: формирование художественного вкуса, чувства стиля, гармонии и равновесия в композиции; формирование наблюдательности, усидчивости, аккуратности; воспитание любви к декоративному искусству, народным традициям и к творчеству в целом.

Опыт педагогической работы доказывает, что ограниченные возможности ребенка не являются основанием для отнесения его к категории «необучаемых».

Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но, у детей с ОВЗ ограниченное жизненное пространства и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Е целью является не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах. Дети с ОВЗ лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со здоровыми сверстниками, учатся от них, получают поддержку.

Реб нок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Ряд качеств, которые формируются у ребенка в процессе творческой деятельности, в конечном итоге положительно скажутся на характере.

Способности к творчеству имеет практически любой ребенок. Но возможность творческих проявлений возникает у человека не от рождения, а формируется под воздействием среды, воспитания и условий общественной жизни.

Развитие творческих способностей у детей - инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии.

Выполняемая деятельность соответствует возможности ребенка, не наносит вреда его здоровью.

Я решила заниматься с реб нком с ОВЗ художественным творчеством, так как это помогает максимально использовать возможности ребенка в направлении прогрессивного саморазвития, способствует лучшему познанию окружающего мира, дает возможность, преодолев трудности, поверить в собственные силы.

Дети с ограниченными возможностями в здоровье отзывчивые, открытые, добрые, искренние дети. Это дети с взрослыми проблемами, уже понимающие смысл жизни, они очень хорошо осознают себя в болезни. Так как круг общения у детей очень узок, они, любят поговорить творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности» эмоциональной чувствительности, темперамента.

Моей главной задачей стала попытка открыть ребенка с творческой стороны. Вся работа велась с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:

учет сложившегося социального опыта ребенка;

любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности; опора на зону актуального развития;

учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей; ориентация на паритетные отношения;

создание ситуации успеха.

Встреча всегда начиналась с доверительного и доброжелательного общения. К работе приступали с самого простого - плоских игрушек и аппликации из бумаги.

У ребенка, не занимающегося, не происходит наработки жизненных навыков, позволяющих ему существовать со своими особенностями во взрослой жизни, поэтому моя работа заключалась не только в том, чтобы познакомить с различным видам прикладного искусства, но и выработать у них умения и навыки работы с различными материалами, в различных техниках. В конечном итоге – научить реб нка полноценному образу жизни, радоваться этой жизни, не обращая внимания на свой недуг. Все занятия носили воспитательный характер. Большая работа велась по знакомству с родным краем, его природной красотой, культурой, традициями. Реб нок развивают мелкую моторику, тренируют различные группы мышц. При проведении коррекционных занятий проявляла заботу о настроении и работоспособности детей, создавала особую атмосферу внимания и доверия.

Хвалила: молодец, сумел показать свои «задумки»; сегодня ты нас очень порадовал и т. д. Реб нок постоянно должен чувствовать со стороны педагога поддержку в совместном творчестве и общении. С самого начала определялась длительность занятия, оно планировалось в зависимости от физического состояния реб нка, его творческой активности, душевной расположенности на текущий момент.

В конце каждого занятия также фиксировалось внимание детей на достигнутом результате. Учила реб нка оценивать свой результат. Положительная оценка работы реб нка является для него важным стимулом. Необходимо отметить недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Материал подбирала так, чтобы реб нок не чувствовал утомления. На занятиях чередовала различные виды деятельности, предоставляя время для отдыха – реб нок мог поиграть, поупражняться физически, послушать музыку, посмотреть мультфильм. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве разгрузки проводились словесные игры, разгадывались шарады, ребусы.

Все занятия носили практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие новых жизненных

умений и навыков.

Индивидуальные особенности некоторых детей-инвалидов затрудняют его самостоятельность, а это, как следствие, порождает неуверенность в своих силах. Моя задача – помочь детям преодолевать трудности: не бояться браться за новое дело, высказывать свое мнение, быть решительным, уверенным, смелым.

Ребенок, с которым я занималась, испытывал удовлетворение от сознания того, что он преодолевает определенные трудности. Затем подобные явления становятся для него обыденностью, и он готов идти к новым целям, выполнять более сложную работу. Во время работы у ребенка улучшается память и пространственно- логическое мышление, развивается ловкость, увеличивается словарный запас.

Психологи утверждают, что общение с природой наиболее глубоко формируют личность

– происходит воздействие на все стороны функционирования нервной системы, положительно влияя на социальное и психологическое самочувствие ребенка. Я адаптировала и ввела в программный материал

Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!». Зачастую мы не думаем о том, кто же такие дети с ограниченными возможностями. Мы не встречаем их на улицах, детских площадках, они не ходят в обычные школы. Складывается впечатление, что таких детей не бывает.

Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.

Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.

Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком-инвалидом, несет отпечаток его личности.

Мы знаем, что творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется.

Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

«Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком», как высказывался С. Л. Рубинштейн.

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Работе с родителями уделяла особое внимание, поэтому с ними сложились добрые, доверительные отношения. Постоянно нацеливала на то, чтобы родители как можно чаще беседовали о том, чем занимались, как прошел день, чем доволен и чем огорчен ребенок.

Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности.

Мальчик родился 26 октября 2018года. Диагноз ДЦП инвалид детства. С 1сентября 2022г посещает наш детский сад. Не мог держать ручку, карандаш, не умел рисовать, не мог говорить. Говорил только мама, папа, дядя. Сейчас ходит в подготовительную группу. Мальчик научился считать до 10, писать печатными буквами. Он очень старательный, усидчивый, внимательно слушает, хорошо воспринимает, отзывчивый. Занимается художетсвенным творчеством. Сначала пробовали простые рисунки на холсте, потом сложные. Мальчика очень заинтересовали большие картины. Его работы участвуют в выставках и занимают призовые места. После занятий он научился держать ручку, карандаши, кисточку.. Каждой грамоте, он очень радуется. У него есть цель научиться чему-то новому, двигаться впер д, достигать новые вершины, новые победы.

Публикации по теме:

Опыт работы «Повышение родительской компетенции через совместную деятельность по созданию анимационных фильмов в ДОУ»Опыт работы «Повышение родительской компетенции через совместную деятельность по созданию анимационных фильмов в ДОУ» «Опыт работы «Повышение родительской компетенции через совместную деятельность по созданию анимационных фильмов в ДОУ» Активно вовлекать.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Социальная адаптация ребенка с ОВЗ через занятия художественным творчеством»
Опубликовано: 12 ноября 2024 в 21:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Социальная адаптация ребенка с ОВЗ через занятия художественным творчеством»» (включая файлы) размещена пользователем Нуржанат Улыкпанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД