Алла Жданова
Опыт работы «Синквейн»
▼ Скачать +Заказ
«Использование технологии «СИНКВЕЙН»
в работе по развитию речи дошкольников»
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Публикация «Опыт работы „Синквейн“» размещена в разделах
Функции синквейна.
1. способствует речевому развитию: уточнение, активизация словаря, закрепление знаний о частях речи;
2. учит краткому пересказу;
3. развивает мышление, внимание, память, воображение;
4. способствует развитию творческой активности, самостоятельности;
5. содержит игровой момент;
6. главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.
Поэтому в своей работе по развитию связной речи детей основной акцент я делаю на обучение детей составлению синквейна.
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения.
Правила написания синквейна :
1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).
Свою работу по внедрению технологии «Синквейн» я начала строить поэтапно.
Подготовительный этап (в средней группе).
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. На этом этапе происходит знакомство и обогащение словаря дошкольников словами – понятиями: «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», введение символов этих слов. Я использовала упражнения. Это были знакомые игрушки, которыми дети играли каждый день.
Что это? (машина)
Какая? (грузовая, большая)
Что делает? (везет, сигналит)
В старшей группе работа по технологии «Синквейн» продолжилась.
Следующий этап – работа над «предложением» и «словом-ассоциацией». Я учила дошкольников составлять распространенные предложения. В этом нам помогали игрушки и сюжетные картинки. Опираясь на вопросы, знакомила детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом. Графическая схема помогала детям быстрее усвоить алгоритм составления синквейна. Формирование первоначального умения составления синквейна проходила с помощью воспитателя.
Осенью, работая по технологии «синквейн», мы составляли его все вместе, подбирая прилагательный и глаголы, придумывали предложения. Вместе выбирали самые красивые и интересные слова. Из понравившихся слов составляли общий синквейн.
Синквейн используется мной не только на занятиях по развитию речи, но и в ООД по обучению грамоте, в беседах и на прогулках. Формированию умения и совершенствованию навыков составления синквейна помогает календарно-тематический план.
Например, осенью, закрепляя знания детей об овощах и фруктах, составляли синквейн.
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.
Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и активизации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу, оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.