Людмила Везарко
Опыт работы с одаренными детьми в театрализованной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство современных исследователей считают нужным раннее выявление дарований. Это важно не столько для последующей жизни, сколько для полноценного проживания ребенком такого возрастного периода, как - дошкольное детство. Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
К мощному синтетическому средству развития творческих способностей детей относится музыкально - театрализованная деятельность, представляющая органический синтез музыки, танца, риторики, актерского мастерства; сосредотачивает в единое целое средства выразительности отдельных искусств, тем самым создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Публикация «Опыт работы с одаренными детьми в театрализованной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Моя практика, как музыкального руководителя, показывает, что талантливые дети испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. В нашем дошкольном учреждении проводится много праздников. И это не просто утренники, где исполняют тематические песни, стихи, танцы. Это всегда театрализованное действо, где артисты – дети. Те дети, которых сегодня мы называем одарённые. Я выявляю одарённых детей методом диагностики и наблюдения на музыкальных занятиях во всех видах деятельности. Одарённые дети, как правило, имеют отличное чувство ритма, прекрасный слух, с лёгкостью перенимают приёмы игры на детских музыкальных инструментах, проявляют творческую активность. Они отзывчивы, эмоциональны. Этих детей я называю «звёздочками». Они - мои помощники, на которых я могу положиться. Это - мои артисты, которые будут сиять в театральных постановках нашего детского сада. Для себя я разработала критерии оценки детей, одаренных в театрализованной деятельности. Это:
-умение свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед зрителями;
-способность с увлечением импровизировать произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;
-умение различать настроение, эмоциональное состояние персонажей;
-способность быстро и прочно запоминать текст;
-обладание обширным словарным запасом;
-умение самостоятельно сыграть свою роль.
Основной целью моей работы с одаренными детьми в театрализованной деятельности является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития ребенка – дошкольника, а так же воспитание творческой индивидуальности, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Достижению поставленной цели в работе с одарёнными детьми, способствует решение следующих задач:
1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера.
2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение) и внешней (чувство ритма, пространства и времени) техники актера в каждом ребенке.
3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, монологической и диалогической формы речи, речевой выразительности.
4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку театральных сказок, кукольных спектаклей, игр – драматизаций.
5. Усвоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
6. Улучшение психологической культуры между сверстниками.
Я считаю, что каждый ребенок талантлив изначально, и музыкально - театрализованная деятельность дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться. Занимаясь с детьми театром, я стараюсь сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни. Работа по театрализованной деятельности, направленная на развитие творческих способностей детей «красной нитью» проходит через такие формы деятельности, как: непосредственно образовательная деятельность (музыка, театр, развитие речи, изобразительное искусство); экскурсии, посещение театральных постановок, конкурсы, музыкально- театральный кружок, а так же индивидуальную и подгрупповую работу с детьми вне занятий. Индивидуальная работа проводится в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. В индивидуальной работе с одарёнными детьми особо я хочу отметить эффективность использования театрализованных игр. Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Также очень удачен прием превращения, который дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает, - мебель, посуда, камешки, и листики – может превратиться в какие угодно сказочные элементы. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения. На занятиях в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра : кукольный, теневой, пальчиковый, настольный, театр - драматизации и другие. Накопленные знания дети позже активно используют в художественной и самостоятельной деятельности. Для творчески одаренных детей в детском саду функционирует театральная студия, которую могут посещать все дети. Но продуманная отборочная работа помогла увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка и наметить пути его творческого развития. Отбор детей осуществлялся в соответствии с индивидуальными наклонностями, интересами, позитивным отношением родителей к данному виду творчества. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла, предусматривает использование следующих методов:
1. Метод убеждения (разъяснение темы, организация целенаправленного внимания).
2. Метод приучения (упражнения в практической деятельности, выработка навыков).
3. Метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим действиям. 4. Метод побуждения к сопереживанию.
В занятиях с одарёнными детьми принимают участие и взрослые. Такая подобная организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми, способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех.