Наталья Мамаева
Развитие речемыслительной деятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе. Развитие речемыслительной деятельности - важная задача подготовки дошкольников к школе.
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления. В своем становлении мышление человека проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия становления мышления. Логика не врожденна изначально, а развивается постепенно в процессе взаимодействия с предметами.
Темочки:
К началу обучения в школе нужно начать формирование у детей научного понятия. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков предметов, т. е. свойств и отношений, присущих ряду однородных предметов. Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация.
Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии и связаны с тяжестью речевого дефекта.
Логическое мышление у ребенка формируется, на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Логическое мышление – это мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить её в ясной и понятной другим людям языковой форме. (Именно поэтому принципиально важно при работе над развитием логического мышления, речемыслительной деятельности у детей, чтобы они научились соблюдать последовательности при изложении своих мыслей и вслух объяснять, обосновывать свои суждения и причинно-следственные связи.)
Система формирования речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями, включающей развитие логического мышления, пространственно-временных представлений через экспериментирование и продуктивные виды деятельности, способствует развитию мыслительных процессов, коммуникативных навыков у дошкольников, коррекции речи и формированию готовности к школьному обучению.
Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР в процессе экспериментирования.
Дошкольный возраст считается периодом развития познавательной активности и речи ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности на основе собственных представлений. Также, в дошкольный период, ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения – практическая. Сочетание данных видов деятельности представлено в детском экспериментировании, элементарных опытах, т. е. в активных формах познания окружающего мира. В процессе экспериментирования активизируются все каналы восприятия.
Исследования Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, О. Л. Князевой и др. показали, что развитие поисковой деятельности у детей дошкольного возраста происходит в процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых.
Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментирования. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова, знакомятся с корневым смыслом объекта познания. У дошкольников развивается словарь. Дети учатся подбирать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег – снежинка – снежный – снеговик). Дошкольники учатся рассуждать задавать вопросы и обращаться с просьбами, что способствует развитию мыслительных умозаключений.
Уточнение и обогащение пространственно - временных представлений детей. Включение в систему работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственно – временных представлений, будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразиться на формировании неречевых процессов, упредит возникновения графических ошибок на письме. Все это положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребенка
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализатора в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности. Это и различение настоящего, прошедшего времени, и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (я рисую машину – я нарисовал машину).
Педагогический процесс, направленный на развитие речемыслительных операций у старших дошкольников с использованием предметно-практической деятельности
Формированию речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями также способствуют продуктивные виды детской деятельности, поскольку в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, т. к. речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности (М. Кольцова). В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия.
Итог-вербализация умственных действий;
- формирование речемыслительной деятельности;
- направленность на совмещение развития устной речи и творческого мышления.
Важным моментом всех занятий является направление на совмещение развития устной речи и творческого мышления. На занятиях подводят детей к овладению такими важными комплексными навыками, как планирование предстоящей работы, выбор способов, средств осуществления, проверка результатов. А поскольку итогом выполнения детьми учебной работы является вербализация умственных действий, то в процессе ее осуществляется и формирование речемыслительной деятельности
Одним из самых сложных видов речевой деятельности дошкольников является коммуникативная деятельность, требующая от ребенка умения анализировать и обобщать получаемую информацию, доказывать свою собственную точку зрения.
Таким образом, коммуникативно-речевое взаимодействие предопределяет речевое развитие ребёнка дошкольного возраста на основе субъект-субъектного взаимодействия, обеспечивает преемственность и общность подходов семьи, дошкольных образовательных учреждений и школы к развитию всех сторон речи и подготовки его к школе. Это создаёт перспективу личностного становления, овладения образовательными стандартами на протяжении всей жизни, реализации себя как личности.