светлана антонова
Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений с песком»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через игровые упражнения с песком».
Большой вклад в развитие «песочной игры» внесли отечественные педагоги Санкт-Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.
Публикация «Опыт работы „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений с песком“» размещена в разделах
- Игры с песком
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия.
Хотелось бы процитировать К. Д. Ушинского
«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».
Очень часто мы замечаем, что у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мелких мышц рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, без развития мелкой моторики рук детей нельзя достичь развития связной речи детей, грамматического строя их речи, артикуляционной четкости. Исходя из такой взаимосвязи, мы строим нашу работу на интеграции различных видов деятельности, а именно: игровая, познавательная, творческая деятельность, взаимодействие детей с взрослым.
Целью моей работы стало : развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровые упражнения с песком.
Моей главной задачей является не обучить детей работать на песке и каким то специальным приемам, а больше связано с получением удовольствия от самого процесса и решения проблем с речью воспитанников.
Стараюсь строить свою работу на интеграции различных видов деятельности, а именно: игровая, познавательная, творческая деятельность, взаимодействие детей и взрослых.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и групповую. У нас есть большая коллекция мелких игрушек животных, сказочных героев, игрушки от киндера, насекомые. Таким образом все лексические темы можно обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет.
Все игры с песком делятся на два направления:
Обучающие игры
направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное, ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух.
Познавательные игры: с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Через игру дети познают, то что находится рядом с ними: животных диких и домашних, насекомых, леса, поля, реки. Ребята моделируют в песочнице «живые» картинки на песке. В этих играх решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е умение общаться.
На занятиях совместно с детьми осваиваем технику рисования на песке. Это несколько другое рисование, нежели рисование кистью. Рисуем пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений.
Игры на развитие дыхания.
Эти игры способствуют развитию дыхания, более длинному, плавному и ровному выдоху. Активизирует губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе развития речи. Правильное дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков, соответственно развитие красивой и правильной речи.
Опыт работы показал, что игры с песком дает положительные результаты:
- У ребят значительно возрастает интерес к занятиям;
- Дети чувствуют себя более успешными;
- Повышается мотивация речевого общения;
- Развиваются первичные произносительные умения и навыки;
- Пополняется и активизируется словарь;
- Развивается мелкая моторика, зрительное восприятие
- Корректируется грамматический строй речи, связная речь.
Литература:
-Грабенко, Т. М. Основы сказкотерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.
-Грабенко, Т. М. Чудеса на песке : практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.
-Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. --Епанчинцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.
-Кузуб Н. В., Э. И. Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. СПб. : Речь: М. : Сфера, 2011.
-Ульянова, Э. Приключения в песочном дворике [Текст] :[песочная психотерапия] /(Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2015. - №12.