Лучший педагог года

Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей посредством экспериментирования»

Грибенникова Яна Николаевна
Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей посредством экспериментирования»
▼ Скачать

Опыт работы : "Развитие познавательно- исследовательской активности детей посредством экспериментирования".

Цель : развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования. Задачи:-расширить представления детей о физических свойствах объектов и предметов окружающего мира посредством экспериментирования;-развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия); -развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов; - формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;-воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательно-исследовательской активности детей посредством экспериментирования“» размещена в разделах

На сегодняшний период в дошкольном образовании стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

В своей работе я использую следующие методы и приемы экспериментальной деятельности :

Словесный метод

беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.)

рассказы воспитателя

рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.)

чтение  художественной   литературы

Наглядный метод

Иллюстрации

Просмотр видеопрезентаций об изучаемых явлениях

Наблюдение

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:

распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов.

Практический метод

игры-опыты

игры-эксперименты

дидактические игры

сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования

настольно-печатные игры

фокусы

занимательные опыты

Предметно-развивающая среда

Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим в группе в центре познания, оформлен уголок экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.

Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, магниты; Прозрачные и не прозрачные сосуды разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки; Природные материалы: камешки разного цвета и формы, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, сухие листья, семена овощей, шерсть; Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, деревянные, пластмассовые, металлические предметы; Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная; Красители: пищевые красители, акварельные краски;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата; Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, прозрачные стекла, формочки, нитки, трубочки для коктейлей.

Детское экспериментирование тесно связано с видами деятельности:развитие речи- умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Изобразительная деятельность- чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет результат. В то же время, чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Формирование элементарных математических представлений – во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это предает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Моя работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Для ребенка важно, чтобы его родители поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы (где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее) Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Моя работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Для ребенка важно, чтобы его родители поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы (где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее) Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности»Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности» .

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрастеРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей посредством экспериментирования»
Опубликовано: 25 января 2023 в 10:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей посредством экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем Грибенникова Яна Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД