Грибенникова Яна Николаевна
Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей посредством экспериментирования»
▼ Скачать
Опыт работы : "Развитие познавательно- исследовательской активности детей посредством экспериментирования".
Цель : развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования. Задачи:-расширить представления детей о физических свойствах объектов и предметов окружающего мира посредством экспериментирования;-развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия); -развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов; - формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;-воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательно-исследовательской активности детей посредством экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На сегодняшний период в дошкольном образовании стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
В своей работе я использую следующие методы и приемы экспериментальной деятельности :
Словесный метод
беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.)
рассказы воспитателя
рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.)
чтение художественной литературы
Наглядный метод
Иллюстрации
Просмотр видеопрезентаций об изучаемых явлениях
Наблюдение
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов.
Практический метод
игры-опыты
игры-эксперименты
дидактические игры
сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования
настольно-печатные игры
фокусы
занимательные опыты
Предметно-развивающая среда
Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим в группе в центре познания, оформлен уголок экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.
Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, магниты; Прозрачные и не прозрачные сосуды разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки; Природные материалы: камешки разного цвета и формы, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, сухие листья, семена овощей, шерсть; Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, деревянные, пластмассовые, металлические предметы; Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная; Красители: пищевые красители, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата; Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, прозрачные стекла, формочки, нитки, трубочки для коктейлей.
Детское экспериментирование тесно связано с видами деятельности:развитие речи- умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Изобразительная деятельность- чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет результат. В то же время, чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Формирование элементарных математических представлений – во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это предает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Моя работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.
Для ребенка важно, чтобы его родители поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы (где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее) Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Моя работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.
Для ребенка важно, чтобы его родители поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы (где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее) Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.