Швецова Наталья Николаевна
Проект по познавательной деятельности младших дошкольников «Наш друг — снеговик»
Актуальность проекта. На современном этапе обновленное содержание дошкольного образования тесно связано с индивидуальным развитием ребенка. Актуализируется интерес к детской индивидуальности, ее развитию и саморазвитию, дошкольный возраст рассматривается как период накопления психических новообразований ребенка - дошкольника, освоения им социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со взрослыми и сверстниками. Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития человека. Поэтому изучение интереса, характера его изменения является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить качество образовательного процесса. Актуальность проблемы развития познавательной активности на социально - педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы развития познавательной активности в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст. 3. пункт 3, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей (ст. 3. пункт 7 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»).
Публикация «Проект по познавательной деятельности младших дошкольников „Наш друг — снеговик“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Средняя группа
- Темочки
На наш взгляд, действенным средством в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста является проектный метод.
Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Об актуальности использования проектной деятельности свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе она упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно - ориентированным и деятельностным подходами. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Использование проектного метода в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в ее основу заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему средствами проектного метода в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей.
По нашему мнению, именно проектный метод активно способствует развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и
град. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеговике. Познакомить с элементарными опытами со снегом и водой с целью развития интереса к экспериментированию из природного материала. В 2–3 года ребёнок лучше воспринимает полученную информацию, если задействованы все органы чувств, если он сможет не только увидеть, но и потрогать, понюхать, попробовать на вкус, поиграть, сделать что-то своими руками. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком, водой, снегом. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Наблюдая из окна за снегом, дети начали задавать вопросы: «Что такое снег?» «Почему снег бывает зимой?». Увидев на картинке снеговика, дети спросили: «Кто это?». Так возникла идея данного проекта. Мне захотелось познакомить детей со снегом и снеговиком. Это и определило проблематику проекта.
Цели и задачи проекта
Цель проекта – развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством проектного метода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- формировать предпосылки поисковой деятельности;
- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого;
- обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем приобщения их к совместной поисковой и проектной деятельности;
- воспитывать внимательность, умение слушать и слышать, способность делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи, умение взаимодействовать друг с другом;
- организовывать в семьях обучающихся совместную познавательную деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка в познании окружающего мира.
Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.
В основу реализации проекта легли следующие принципы:
принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
принцип доступности, т. е. на понятном материале, тщательно обусловленном возрастными возможностями детей, старалась учитывать уровень развития детей, их интересы, желания, опыт;
принцип постоянства - регулярность использования проектного метода – все это способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.
принцип активного включения детей в разнообразную деятельность: художественно-речевую, игровую, театрализованную;
принцип индивидуализации, т. е. учитывала уровень индивидуального развития детей, их интересы, склонности, предпочтения;
принцип наглядности, старалась, чтобы каждое занятие было оснащено наглядными пособиями (картинки, иллюстрации, что способствует лучшему усвоению материала;
принцип интеграции, т. е. формирование у детей глубоких, разносторонних знаний.
Социальная значимость проекта
Социальная значимость данного проекта основана на том, что используемый нами подход рассматривает систему знаний, находящуюся в противоречивых отношениях (Н. Н. Поддьяков). С одной стороны, идет непрерывный процесс развития неопределенных знаний в знания определенные, с другой стороны – идет противоположный процесс превращение ясных и четких знаний в знания нечеткие и неясные, которые проявляются в форме догадок, предположений и вопросов. Именно в младшем дошкольном возрасте начинает активно формироваться познавательная активность. Она требует, чтобы ребенок изучал, исследовал, искал ответы на вопросы, задавал вопросы об окружающем мире. На основе этого у ребенка формируется понимание окружающего мира, развивается стремление узнавать новое.
.
Ожидаемые результаты и продукты
Дети: знают, что такое снег, какой снег (белый, холодный, в тепле тает, снег – это замёрзшая вода). Знают, что снеговик - это снежная постройка, которая состоит из снега. Умеют лепить снеговика из пластилина. Составлять снеговика из кругов, знать части снеговика. Делать аппликацию снеговика.
Родители: принимают активное участие в выполнении поделок на тему «Наш друг – Снеговик».
Воспитатели: создают условия для реализации проекта и активного включения всех участников в работу по реализации проекта.
Аннотация проекта
Представленный проект рассчитан на категорию детей младшего дошкольного возраста. Проект направлен на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством проектного метода. Включает в себя такие этапы как подготовительный, практический, аналитический. Представлены этапы, принципы, условия, формы реализации проекта. В ходе реализации проекта предполагается проведение практических занятий с детьми, организация выставок работ, выступление на педагогическом совете, подготовка презентации и видеоролика.
Проект краткосрочный – 2 недели.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный.
• Беседы с детьми для выявления знаний детей о снеге.
• Подготовка атрибутов для игр, занятий.
• Подбор стихотворений, художественной литературы, загадок о зиме, снеге, снеговике.
• Рассматривание сюжетных картинок по теме «Зима».
• Слушание песен о зиме, снеговике, снежинках.
2 этап - Практический.
Реализация творческих, исследовательских и познавательных проектов, проведение непосредственной образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми по развитию интереса к познавательной деятельности, поиск методов и средств достижения поставленных задач.
Ознакомление родителей с планом мероприятий деятельности по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста на основе проектного метода; пополнение предметно-развивающей среды в группе в соответствии с темой недели, дня; помощь родителей в реализации проектов; создание ситуаций успеха; организация занятий с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования; интеграция; ресурсное обеспечение.
3 этап – Аналитический. Анализ результатов проведенной работы; подведение итогов реализации проекта: оценка качества практической деятельности, работы с детьми, активного взаимодействия родителей
План мероприятий в рамках реализации проекта
День Форма Тема
1 неделя
Понедельник Дыхательная гимнастика «Снежки»
Вторник Опыт «Снег и его свойства»
Среда Опыт «Что такое снег»
Четверг Опыт «Лед и его свойства»
Пятница Лепка из пластилина
Организация выставки «Снеговик»
2 неделя
Понедельник Аппликация
Организация выставки «Друзья снеговика»
Вторник Дидактическая игра «Собери снеговика»
«Сложи снеговика»
Среда Работа с родителями по изготовлению совместных поделок «Наш друг - снеговик»
Четверг Итоговое занятие «Снеговик в гостях у детей»
Пятница Выставка работ родителей и детей «Наш друг - снеговик»
Ресурсы и условия реализации проекта
Успех любого проекта во многом определяют ресурсы, используемые при его реализации. В данном проекте были определены следующие ресурсы:
1) Кадровые: педагоги и администрация образовательной организации.
2) Административные: куратор проекта - воспитатель.
3) Информационные: информационная база проекта; интернет-ресурсы; методическая и научная литература; СМИ.
4) Материально-технические: техническое оборудование; расходные материалы, канцелярские принадлежности; связь и коммуникации.
5) Финансовые: бюджетное финансирование.
Затраты на проект складываются из текущих затрат: приобретение канцелярских товаров, транспортные расходы, доплаты педагогическим работникам, участвующих в реализации проекта.
Для реализации проекта изучены методические пособия «Проектная деятельность дошкольников» (Веракса Н. Е., Веракса А. Н., «Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых» (Бедерханова В. П., «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» (Голицина Н. С., Сенновская И. Б., «Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» (авт. кол. : О. В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков,и др, «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, «Компетентностно - ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста» (сб. научн. -метод. работ / Под ред. О. В. Дыбиной, и др. Так же педагоги прослушали вебинар «Метод проектов в образовательной деятельности ДОО», посетили мастер-класс на городском методическом объединении.
Важным условием является организация РППС. Для этого в группе оборудован уголок для опытов, оформлена выставка работ детей и родителей, организовано развивающее пространство с возможностью использования различных материалов.
Для самостоятельной деятельности детей имеются дидактические и настольно-печатные игры «Собери снеговика», «Сложи снеговика».
Не менее важным условием является сотрудничество с родителями. Родителям давались рекомендации: делать поделки, рисовать, лепить из снега на улице.
Формы реализации проекта
Основными формами реализации проекта являются: чтение сказок, стишков, загадок про снег и снеговика, рассматривание иллюстраций, дидактические игры; также совместная образовательная деятельность, беседы, опыты, и как итоговое мероприятие – культурно-спортивное мероприятие «Снеговик в гостях у детей».
Выводы
Оценка эффективности проведенной деятельности осуществлялась путем наблюдения за детьми, бесед с детьми и родителями, выполнения практических заданий.
За период реализации проекта дети приняли участие в 3 опытах, слепили снеговика, сделали аппликацию со снеговиком, воспитатель оформила 3 выставки, активно были вовлечены родители, которые вместе с детьми изготовили поделки – снеговиков. Итоговое занятие прошло динамично, весело и интересно. Получены положительные отзывы от коллег и родителей.
Следовательно, проект актуален и интересен. Проект может быть рекомендован к реализации в любых дошкольных учреждениях с учетом специфики конкретного ДОУ.
Список литературы
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. : Пособие для воспитателей. М. : Айрис – пресс, 2010.
3. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. : М. : Школьная Пресса, 2010.
4. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М. : АРКТИ, 2013
5. Кудрявцева А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 80-84.
6. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
7. Циценко В. С., Красноперова Т. Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 384-387.