Ирина Ефремова
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр
Опыт работы «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Как же сделать процесс подготовки к обучению грамоте желанным и интересным? Как сделать так, чтобы одновременно с обучением грамоте дети испытывали радость познания, получили положительный эмоциональный настрой? Современных детей не удивить обычными традиционными средствами наглядности-книгами, картинками, игрушками, так как они с раннего детства включены в среду гаджетов. В связи с этим педагог должен идти в ногу со временем и активно применять в работе с детьми интерактивное оборудование и интерактивные игры. Интерактивная игра – один из современных методов обучения дошкольников. При обучении старших дошкольников грамоте в своей работе я активно использую как готовые, так и созданные мною интерактивные игры. Интерактивные игры повышают мотивацию у детей к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают творческие способности, внимание, мышление. С помощью интерактивных игр можно с детьми закрепить абсолютно любую пройденную тему. Основное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте осуществляется во время непосредственно образовательной деятельности как форме организованного обучения один раз в неделю, а закрепление материала — во время организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, как индивидуально, так и со всей группой. Обучение дошкольников грамоте осуществляется системно. Звук - буква – слог – слово – предложение. Для каждого блока создан и подобран ряд игр. При создании интерактивных игр важно не только придумать историю и мотив для игры, но и подобрать задания, соответствующие возрасту и цели занятия. По мотивам любой игры можно придумать задания, которые могут нести дополнительную нагрузку. Можно задать дополнительные вопросы, попросить что-то уточнить, проговорить задание, описать предмет, составлять предложение, составлять рассказ, придумать альтернативное завершение истории и так далее.
Предлагаю вашему вниманию следующие игры:
1. Игра «Посади пассажира».
Цель: выделение первого звука в слове. Машинст поезда - звук [С], дети называют стоящих на перроне пассажиров (слон, воробей, сорока, лев, собака, выбирают слова, начинающие со звука [с], нажимают стилусом на выбранного пассажира, он перемещается в состав поезда.
2. Игра «Кто о чем мечтает?»
Цель: Формирование навыка словоизменения.
Нажатием курсора всплывает какой -либо предмет. Предлагаем ребенку рассмотреть картинку. Затем проговорить фразы: «Попугай Кеша (другой персонаж) мечтает о…». Обязательно следим за правильным произношением окончаний слов. Прорабатываем грамотную речь в падежных окончаниях
3. Игра «Поможем Даше навести порядок в комнате»
Цель: 1. Учить понимать значение предлогов.
Игра состоит из слайдов, на которых написаны задания. При нажатии на кнопку «?», на слайде появляется картинка с заданиями. Смена картинок происходит по щелчку.
Ожидаемые результаты применения интерактивных игр при обучении грамоте дошкольников
• Улучшилось звукопроизношение;
• Освоение терминов «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук;
• Учить определять место звука в слове (начало,середина,конец);
• Учить интонационно выделять звук в слове;
• Различать гласные и согласные звуки;
• Составлять схемы звукового состава слова;
• Учить составлять по образцу простые и сложные предложения;
• Составлять схемы звукового состава слова.
Использование интерактивных игр в образовательных целях я строю с учетом правил, которые направлены на здоровьесбережение детей согласно Санитарным Правилам. Интерактивные игры так же могут быть предложены родителям дошкольников в качестве дополнительных развивающих материалов.