оксана меркулова
Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые педагоги.
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме : «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников старшего возраста»
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.
Публикация «Опыт работы» размещена в разделах
Это объясняется тем, что ребенку присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Проанализировав работу по познавательному развитию детей, заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, редко выдвигают гипотезы, делают выводы. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для меня стала актуальной.
Содержание работы реализовала в следующих трех блоках образовательного процесса:
специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;
совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах и
свободная самостоятельная деятельность детей.
Использовала Алгоритм организации детского экспериментирования:/Представлен на слайде/
Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми строила по трё м направлениям:
Живая природа
Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут.
В феврале провели цикл опытов «посев и проращивание семян», «необходим ли свет растениям?» .
Вели наблюдения за ростом рассады цветов.
Неживая природа
В занимательных опытах и экспериментах выявляли с детьми свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов и т. д.
Человек
Закрепляла представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает
оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Поэтому был создан ЦЕНТР опытно – экспериментальной деятельности, который состоит из 5 зон.
детская лаборатория
Методический центр:
библиотека:
огород на окне
игротека.
В работе по развитию познавательной активности детей
старшего возраста использовала проектную деятельность. Мной
разработан познавательно-исследовательский проект «Растения
Южного Урала»
В результате реализации проекта создан лэпбук, в который
были включены все виды деятельности данного проекта.
Родители принимали активное участие в реализации развития
познавательной активности у детей. С помощью родителей пополнялась
зона библиотеки познавательной литературой и детскими
энциклопедиями, создан «огород на окне» по выращиванию
лука на зелень.
Посадили рассаду культурных растений для дальнейшего оформления
ими клумб и посадки в огороде детского сада.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление
узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность
предметов, явлений, действий мною было рекомендовано родителям,
в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
Опыт дома «проращивание семян огурцов»
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший
искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь.
Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Спасибо за внимание!