Людмила Бережная
Опыт работы по экспериментированию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по экспериментированию в подготовительной группе «Золотой ключик».
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»
С. Рубинштейн
Публикация «Опыт работы по экспериментированию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Экспериментирование связано со всей детской деятельностью :
1. игры, занятия, прием пищи, прогулка, сон;
2. рисование - зарисовка опытов и наблюдений;
3. ручной труд - поделки из природного материала;
• на прогулке - наблюдения за погодой, птицами, насекомыми, опыты с песком, снегом, льдом …
• во время приема пищи – молоко теплое, белое…; хлеб черный ; булка белая, мягкая; сухари хрустят, а в бульоне становятся мягкими…
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе «Золотой ключик» был создан уголок экспериментирования «Узнавайка». Созданный для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
Изучали и исследовали :
1. Свойства воздуха.
2. Выявление разных свойств воды и агрегатных состояний воды.
3. Свойства материалов (стекло, бумага, ткань, металлы, пластмасса).
Работа с детьми направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Основными задачами, решаемыми нами в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится);
2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т. д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т. д.).
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
Взаимодействия с родителями.
Родители помогают в оборудовании уголка и пополнении необходимыми материалами, охотно участвуют в беседах и консультациях, принимают участие в конкурсах. Поделки из природного материала.