Наталья Рукосуева
Опыт работы по Тико-моделированию с детьми дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Если ребенок не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений».
Л. Н. Толстой
Согласно Концепции развития дошкольного образования в Красноярском крае, «Предпосылки успешного вхождения молодежи в профессии технической направленности могут и должны целенаправленно формироваться в период дошкольного детства».
Конструктивная деятельность обеспечивает интеграцию интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения и развития дошкольников
В контексте ФГОС ДО конструктивная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие». Содержание работы в этом направлении состоит в том, чтобы вызвать познавательный интерес и приобщить детей к конструктивной деятельности.
В разделе «Конструирование» нашей образовательной программы деятельность, основывается на конструировании из строительного или природного материала.
Мы разработали проект, который включили в часть программы, формируемой участниками образовательного процесса (10%). В основу проекта положена образовательная программа дополнительного образования детей Логиновой И. В. «Тико-мастера» для детей 3-7 лет. Мы с коллегой прошли курсы повышения квалификации по теме «Технология ТИКО-моделирования в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста».
Свою работу по внедрению проекта включили в деятельность всех участников образовательных отношений. Провели анкетирование «Что вы знаете о ТИКО?», мастер-класс «ТИКО – конструктор» для родителей.
Идея создания конструктора ТИКО принадлежат доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру. Производит ТИКО научно-производственное объединение «РАНТИС», автор технологии ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения) моделирования Логинова Ирина Викторовна.
Игровой конструктор «ТИКО»– это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Все элементы конструктора ТИКО изготовлены из экологически чистой, безопасной, износостойкой пластмассы и выдерживают многократную сборку-разборку. Собранные фигуры обладают оптимальной прочностью, максимальной возможностью к трансформации и не ломаются при падении или ударе.
Инновационность проекта заключается в адаптации Трансформируемого Игрового Конструктора для Обучения (ТИКО) в образовательный процесс ДОУ для детей дошкольного возраста.
«ТИКО-конструктор» обеспечивает включение педагога и детей в совместную практическую деятельность.
Цель проекта: формирование у детей навыков изобретательства и
технического творчества посредством использования конструктора ТИКО.
Проект состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
В данном модуле дети осваивают конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого схемы, картинки, иллюстрации, фотографии. У дошкольников формируется умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает им возможность разбираться в чертежах, схемах, планах, воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Мы знакомим детей с основными геометрическими фигурами, их параметрами, а также тренируем глазомер. Учим видеть в сложных объемных объектах более простые формы, знакомим с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.
Сроки реализации проекта – 4 года
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляем индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Проект реализуем во всех образовательных областях.
В познавательном развитии: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора.
В художественно-эстетическом развитии: творческое конструирование, создание объектов по замыслу из деталей ТИКО-конструктора.
В физическом развитие: координация движений, развитие крупной и мелкой моторики;
В социально-коммуникативном развитии: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Образование, воспитание и развитие детей реализуем в игровой форме. Зачастую детские работы становятся атрибутами различных игр.
Объединяем игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляя ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир.
В ходе реализации проекта даем детям логические задания и темы для моделирования, что позволяет развивать и формировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, универсальные логические действия, а также легко освоить математические понятия.
Способами представления результатов проекта для детей и родителей являются выставки ТИКО-поделок «Город ТИКО-мастеров!» (проводятся 1 раз в месяц, а для педагогов- результаты диагностики посредством педагогического наблюдения.
Выступление сопровождается презентацией с фотоматериалами по реализации проекта и результатами диагностики.