МААМ-картинки

Опыт работы «Экспериментально-исследовательская деятельность старших дошкольников»

Татьяна Васильевна Чемерис
Опыт работы «Экспериментально-исследовательская деятельность старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 12 «Берёзка»

города Стародуба Брянской области

Опыт работы по теме :

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

Чемерис Татьяна Васильевна

воспитатель первой квалификационной категории

Публикация «Опыт работы „Экспериментально-исследовательская деятельность старших дошкольников“» размещена в разделах

декабрь, 2023 год

«Самое лучшее открытие то,

которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

1. Введение

1.1. Актуальность темы

Работая воспитателем в детском саду, я вижу, что экспериментально-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, способствуя интеллектуальному и эмоциональному развитию. Значит, моя задача развивать эту деятельность. Это и определило тему моего опыта, который актуален на сегодняшний день и получил новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. Поэтому я пересмотрела подход к организации обучения в образовательной области «Познавательное развитие»(раздел «экспериментирование», так как убеждена, что в экспериментально- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Работая по данной теме, стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. А чтобы этому научить, мною разработана система работы по детскому экспериментированию в интеграции образовательных областей через различные виды деятельности. Вот в этом и заключается новизна и педагогическая находка моего опыта.

1.2. Цель моей работы : развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

-развивать стремление к мыслительной и поисково-познавательной деятельности;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

2. Основная часть

Разработанная мною система работы включает в себя :

1. Тематический план исследовательской деятельности с детьми старшего возраста, который выстроила по трем направлениям:

2. Создание безопасной развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе: познавательный центр «Лаборатория Знайки», в котором подобрано необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов. В познавательном центре имеются схемы правил безопасности при работе, схемы-алгоритмы для проведения опытов, познавательные книги для сбора информации в ходе проектов, лупы, микроскоп и необходимый материал для познавательной деятельности.

Согласно тематическому плану разработала основные формы познавательно- исследовательской деятельности, в которую включила игровую технологию:

- занятия-путешествия, занятия - исследования из цикла «В гостях у профессора Знайки» по темам: «Вода», «Воздух», «Камни», «Пищевые продукты»;

- занятия в форме дидактических игр: «Живое- неживое», «Что из чего?»,

«Искатели сокровищ», «Волшебные магниты», «Камень, ножницы, бумага».

- наблюдения и познавательно- исследовательские проекты.

По этим же направлениям оформила картотеку опытов :

живая природа (опыты : «Где живут зернышки?», «Почему семена сеют в землю?», «Есть ли у растения органы дыхания?»; «Как появляется сок в овощах и фруктах?» и др.);

неживая природа (опыты : «Волшебница вода», «В поисках сокровищ», «Волшебная соль» и др.)

человек (опыты : «Откуда берется голос?», «Зачем человеку глаза?», «Есть ли у глаз помощники?», «Стеклянный город», «Солнечные зайчики» и др.) Исследовательско-экспериментальную деятельность с воспитанниками проводила по алгоритму и методике Александра Савенкова «Маленький исследователь». Эта методика даёт возможность детям размышлять, исследовать и делать выводы, что главное с учетом ФГОС и Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Алгоритм исследования:

постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

формулировка выводов.

Методика проведения исследования:

В методике А. Савенкова я использую метод трех вопросов, который разработала сама : «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Где найдем ответы на вопросы?». В этих вопросах, по моему убеждению, заключается весь смысл методики Александра Савенкова.

Покажу на примере реализации познавательно- исследовательского проекта «Огород на окне»(культурные растения и овощи).

Что знаем? Воспитанники знали, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год; знали, что если посадить семечко, оно прорастет.

Что хотим узнать? Вырастут ли культурные растения и овощи (фасоль, лук, горох и огурец, если их выращивать на подоконнике; что нужно сделать, чтобы семена проросли?

Где найдем ответы на вопросы? Спросим у взрослых; соберем информацию из книг; в процессе образовательной деятельности; проведем опыт- эксперимент; посадим и будем наблюдать и фиксировать все изменения в альбоме наблюдений (подтвердилось или нет);

В итоге реализации проекта с помощью исследовательской работы (исследование почвы, семян, наблюдения за проросшими семенами, ведение дневника наблюдений) дети познакомились с культурными растениями и овощами, которые можно вырастить на подоконнике; выявили многообразие и разнообразие посевного материала; создали в группе «огород на подоконнике» и оформили дневник наблюдений для фиксации роста растений.

Вот таким образом, вышеуказанная методика и метод «трех вопросов» помогли мне научить детей видеть проблему и ставить вопросы; уметь доказывать, делать выводы; высказывать предположения и строить планы по их проверки.

В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей :

- математикой (используются параметры величины, счет, логика, мерки и измерительные приборы);

- изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

-литературой ( чтение познавательных книг: «Почемучка», «Детская энциклопедия») – отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы;

- кулинарией (экспериментирование с мукой, солью);

- социально- коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал, проявлять себя);

- игровой (игры с песком, снегом, водой и т. п.).

Например, при проведения опыта «Как испечь пирог?» мои воспитанники сами сочинили сказку (использование литературы, договорились и подобрали необходимый материал (коммуникативная деятельность, отсчитали нужное количество соли и муки (математика, вылепили и украсили полученные изделия (изобразительная деятельность, которые в дальнейшем использовали в сюжетно- ролевых играх. В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного неизведанного.

2.2. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Постоянно нахожусь в поиске новых форм организации взаимодействия с семьёй.

Заключение

Таким образом, благодаря планомерной и систематической работе по исследовательско- экспериментальной деятельности у воспитанников сформировался интерес к познанию, они стали более любознательными, способными решать интеллектуальные задачи, познали и открыли вместе со мной окружающий мир благодаря собственным ощущениям, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению в школе.

А это значит, что я на правильном пути, и работу по данному направлению буду продолжать, организуя исследовательско- экспериментальную деятельность так, чтобы у воспитанников не иссякло желание знать, исследовать, искать, творить.

Перспектива:

- работа по данной теме поможет мне в усовершенствовании развивающей предметно - пространственной образовательной среды, которая создаст для ребенка свободу выбора и успех в реализации поставленной цели;

- наработка методического материала по данной теме позволит осуществлять деятельностный подход к развитию исследовательско-экспериментальной деятельности детей.

Список используемой литературы

1. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. No1. с. 6.

2. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии –1996 -No4

3. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, No 4, 2004, с. 84 –92

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. –М. : АРКТИ, 2004

5. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. -М. : АРКТИ, 2004.

6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

7. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.No6. С. 13-16.

8. Карас вой М. В., воспитателя МДОУ No2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»

9. Материалы Интернет-сайтов

Публикации по теме:

Экспериментально-исследовательская деятельность «Секретное письмо от Деда Мороза»Экспериментально-исследовательская деятельность «Секретное письмо от Деда Мороза» Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально созданных проблемных ситуаций, развивать у детей интерес к опытно-экспериментальной.

Фотоотчет о занятии в старшей группе «Случай с Капитошкой. Экспериментально-исследовательская деятельность»Фотоотчет о занятии в старшей группе «Случай с Капитошкой. Экспериментально-исследовательская деятельность» Цель занятия: Закрепить знания детей о свойстве воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течет, замерзает, в воде одни вещества.

Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ»Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ» Экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни,.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность старших дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды» в рамках проекта «Вода — источник жизни на Земле»Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды» в рамках проекта «Вода — источник жизни на Земле» Среднесрочный проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Вода источник жизни на Земле Часть1. «Свойства воды» Вода в жизни.

Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУЭкспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУ Организация практических занятий в лаборатории ДОУ План 1. Значение исследовательской деятельности. 2. Формы работы с детьми 3. Методические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Экспериментально-исследовательская деятельность старших дошкольников»
Опубликовано: 29 февраля 2024 в 12:13
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Экспериментально-исследовательская деятельность старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Васильевна Чемерис в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД