Татьяна Васильевна Чемерис
Опыт работы «Экспериментально-исследовательская деятельность старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 12 «Берёзка»
города Стародуба Брянской области
«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»
Чемерис Татьяна Васильевна
воспитатель первой квалификационной категории
Публикация «Опыт работы „Экспериментально-исследовательская деятельность старших дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
декабрь, 2023 год
«Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
1. Введение
1.1. Актуальность темы
Работая воспитателем в детском саду, я вижу, что экспериментально-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, способствуя интеллектуальному и эмоциональному развитию. Значит, моя задача развивать эту деятельность. Это и определило тему моего опыта, который актуален на сегодняшний день и получил новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. Поэтому я пересмотрела подход к организации обучения в образовательной области «Познавательное развитие»(раздел «экспериментирование», так как убеждена, что в экспериментально- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Работая по данной теме, стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. А чтобы этому научить, мною разработана система работы по детскому экспериментированию в интеграции образовательных областей через различные виды деятельности. Вот в этом и заключается новизна и педагогическая находка моего опыта.
1.2. Цель моей работы : развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
-развивать стремление к мыслительной и поисково-познавательной деятельности;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
2. Основная часть
Разработанная мною система работы включает в себя :
1. Тематический план исследовательской деятельности с детьми старшего возраста, который выстроила по трем направлениям:
2. Создание безопасной развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе: познавательный центр «Лаборатория Знайки», в котором подобрано необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов. В познавательном центре имеются схемы правил безопасности при работе, схемы-алгоритмы для проведения опытов, познавательные книги для сбора информации в ходе проектов, лупы, микроскоп и необходимый материал для познавательной деятельности.
Согласно тематическому плану разработала основные формы познавательно- исследовательской деятельности, в которую включила игровую технологию:
- занятия-путешествия, занятия - исследования из цикла «В гостях у профессора Знайки» по темам: «Вода», «Воздух», «Камни», «Пищевые продукты»;
- занятия в форме дидактических игр: «Живое- неживое», «Что из чего?»,
«Искатели сокровищ», «Волшебные магниты», «Камень, ножницы, бумага».
- наблюдения и познавательно- исследовательские проекты.
По этим же направлениям оформила картотеку опытов :
живая природа (опыты : «Где живут зернышки?», «Почему семена сеют в землю?», «Есть ли у растения органы дыхания?»; «Как появляется сок в овощах и фруктах?» и др.);
неживая природа (опыты : «Волшебница вода», «В поисках сокровищ», «Волшебная соль» и др.)
человек (опыты : «Откуда берется голос?», «Зачем человеку глаза?», «Есть ли у глаз помощники?», «Стеклянный город», «Солнечные зайчики» и др.) Исследовательско-экспериментальную деятельность с воспитанниками проводила по алгоритму и методике Александра Савенкова «Маленький исследователь». Эта методика даёт возможность детям размышлять, исследовать и делать выводы, что главное с учетом ФГОС и Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Алгоритм исследования:
постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
формулировка выводов.
Методика проведения исследования:
В методике А. Савенкова я использую метод трех вопросов, который разработала сама : «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Где найдем ответы на вопросы?». В этих вопросах, по моему убеждению, заключается весь смысл методики Александра Савенкова.
Покажу на примере реализации познавательно- исследовательского проекта «Огород на окне»(культурные растения и овощи).
Что знаем? Воспитанники знали, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год; знали, что если посадить семечко, оно прорастет.
Что хотим узнать? Вырастут ли культурные растения и овощи (фасоль, лук, горох и огурец, если их выращивать на подоконнике; что нужно сделать, чтобы семена проросли?
Где найдем ответы на вопросы? Спросим у взрослых; соберем информацию из книг; в процессе образовательной деятельности; проведем опыт- эксперимент; посадим и будем наблюдать и фиксировать все изменения в альбоме наблюдений (подтвердилось или нет);
В итоге реализации проекта с помощью исследовательской работы (исследование почвы, семян, наблюдения за проросшими семенами, ведение дневника наблюдений) дети познакомились с культурными растениями и овощами, которые можно вырастить на подоконнике; выявили многообразие и разнообразие посевного материала; создали в группе «огород на подоконнике» и оформили дневник наблюдений для фиксации роста растений.
Вот таким образом, вышеуказанная методика и метод «трех вопросов» помогли мне научить детей видеть проблему и ставить вопросы; уметь доказывать, делать выводы; высказывать предположения и строить планы по их проверки.
В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей :
- математикой (используются параметры величины, счет, логика, мерки и измерительные приборы);
- изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);
-литературой ( чтение познавательных книг: «Почемучка», «Детская энциклопедия») – отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы;
- кулинарией (экспериментирование с мукой, солью);
- социально- коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал, проявлять себя);
- игровой (игры с песком, снегом, водой и т. п.).
Например, при проведения опыта «Как испечь пирог?» мои воспитанники сами сочинили сказку (использование литературы, договорились и подобрали необходимый материал (коммуникативная деятельность, отсчитали нужное количество соли и муки (математика, вылепили и украсили полученные изделия (изобразительная деятельность, которые в дальнейшем использовали в сюжетно- ролевых играх. В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного неизведанного.
2.2. Сотрудничество с семьями воспитанников.
Постоянно нахожусь в поиске новых форм организации взаимодействия с семьёй.
Заключение
Таким образом, благодаря планомерной и систематической работе по исследовательско- экспериментальной деятельности у воспитанников сформировался интерес к познанию, они стали более любознательными, способными решать интеллектуальные задачи, познали и открыли вместе со мной окружающий мир благодаря собственным ощущениям, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению в школе.
А это значит, что я на правильном пути, и работу по данному направлению буду продолжать, организуя исследовательско- экспериментальную деятельность так, чтобы у воспитанников не иссякло желание знать, исследовать, искать, творить.
Перспектива:
- работа по данной теме поможет мне в усовершенствовании развивающей предметно - пространственной образовательной среды, которая создаст для ребенка свободу выбора и успех в реализации поставленной цели;
- наработка методического материала по данной теме позволит осуществлять деятельностный подход к развитию исследовательско-экспериментальной деятельности детей.
Список используемой литературы
1. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. No1. с. 6.
2. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии –1996 -No4
3. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, No 4, 2004, с. 84 –92
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. –М. : АРКТИ, 2004
5. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. -М. : АРКТИ, 2004.
6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
7. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.No6. С. 13-16.
8. Карас вой М. В., воспитателя МДОУ No2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»
9. Материалы Интернет-сайтов