Папки-передвижки

Опыт работы «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий»

Головина Ольга
Опыт работы «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 «СЕМИЦВЕТИК» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Опыт работы по теме :

«Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии воспитанников, через инновационные формы методической работы»

Разработан

старшим воспитателем

МКДОУ

«Детский сад № 2

«Семицветик»

О. Н. Головиной

с. Левокумское.

Публикация «Опыт работы „Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий“» размещена в разделах

2018 г.

Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, требует поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста. Выделение системы дошкольного образования в самостоятельную образовательную ступень и принятие ФГОС ДО является важным этапом модернизации всей образовательной системы, обеспечивающим преемственность детского сада и школы. Проанализировав данные нормативные документы, пришла к выводу, что профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к выпускнику детского сада достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском саду будет эффективным.

В связи с тем, что был открыт новый детский сад, и педагогический коллектив создавался из молодых малоопытных специалистов, мною был проведен мониторинг и анкетирование педагогов на определение уровня владения современными педагогическими технологиями. Уровень знаний педагогов по данному вопросу был низким, выявив данную проблему, я разработала план самообразования по теме: «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии воспитанников, через инновационные формы методической работы». Сначала я определила цель:

- создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

1. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

2. Организация работы по изучению и реализации новых образовательных стандартов и программ.

3. Овладение педагогами инновационными методиками и внедрение их в педагогическую деятельность.

4. Достижение более высоких результатов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

5. Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Затем всю работу распланировала по этапам:

Первый этап 2015-2016г. - аналитический: формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Сбор информации по проблеме, изучение и анализ исследовательских трудов ученых и необходимой методической литературы. Для решения этой проблемы изучала труды Генриха Сауловича Альтшуллера и Вячеслава Вадимовича Воскобовича. В своей работе использовала литературу по изучению новых педагогических технологий и внедрением их в практику Данила Борисовича Эльконина Василия Васильевича Давыдова, Анны Михайловны Страунинг, Николая Николаевича Ефименко, Джона Дьюи, Людмилы Сергеевны Киселёвой, Татьяны Александровны Данилиной.

Наряду со сбором информации по проблеме, изучением исследовательских трудов ученых собрала необходимую методическую литературу и рекомендации.

Второй этап 2016-2017г. - практический: консультации для воспитателей, круглые столы, семинары, открытый показ, педагогические советы, смотры-конкурсы, выставки методической литературы, анкетирование педагогов, семинары, проведение нетрадиционные педагогических советов. Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Убеждена, что нетрадиционные формы методической работы наиболее приемлемы для педагогического коллектива.

Третий этап 2017-2018г. - аналитико-обобщающий: выступление на заседаниях МО, участие в конкурсах, семинарах, публикации в СМИ сценариев мероприятий с применением современных технологий; разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.

В 2015 году была начата работа по проблеме повышения профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии воспитанников, через инновационные формы методической работы и длилась на протяжении трех учебных лет. Поскольку, заканчивается третий этап самообразования, сегодня представляю вашему вниманию обобщение опыта работы.

Тема опыта является актуальной, так как, система, предлагаемая нам новыми стандартами, как раз развивающая, направленная на раскрытие в первую очередь личности.

На слайде: воспитание к школе ребенка инициативного, уверенного в своих силах, способного договариваться, учитывать интересы других, владеющего разными видами и формами игры, способного к волевым усилиям, любознательного, с проектным мышлением.

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для выбора методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Цель опыта : повысить профессиональный уровень педагогов, способность к анализу и планированию собственной деятельности в ДОУ с использованием педагогических технологий в соответствии с требованиями ФГОС.

В ходе работы над опытом я поставила ряд задач:

1. Изучить новинки методической литературы по современным педагогическим технологиям обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать применение педагогами ДОУ современных педагогических технологий, в ходе осуществления педагогической деятельности.

3. Разработать и реализовать индивидуальный план методической работы с целью повышения квалификации и соответствия должностным квалификационным характеристикам.

4. Сформировать позитивное отношение педагогов к осуществлению инновационной деятельности.

5. Создать условия для повышения профессиональной компетентности и педагогического мастерства, проявления творчества и способностей педагогами ДОУ.

Ожидаемые результаты реализации опыта :

1. Повышение качества организации методической работы в ДОУ (переход на инновационную модель методической работы);

2. Формирование позитивного имиджа ДОУ, ориентированного на устойчивое развитие;

3. Повышение количества педагогов, повышающий свой профессиональный уровень и квалификацию;

4. Позитивное изменение профессиональных компетентностей педагогов ДОУ и их отношения к работе;

5. Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.

6. Приобретение опыта коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества.

Я выделила основные критерии руководства над педагогическими технологиями :

- Концептуальность

- Системность

- Управляемость

- Эффективность

- Воспроизводимость

Выделила несколько принципов работы :

Принцип развития навыков: индивидуальной и самостоятельной работы; творческой работы с научно-технической информацией;

Принцип развития способностей: оригинального и нестандартного решения; работоспособности;

Принцип индивидуализация обучения (вследствие разных способностей к обучению);

Принцип формирования: мобильности знаний, критичности мышления, творчество и гибкости в работе.

Для реализации поставленных задач актуально использование активных форм работы в системе образования взрослых, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе самостоятельного изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр; создание творческих групп, что создает условия для развития творчества воспитателей.

Инновационные формы методической работы разделила на 2 группы:

теоретические и практические, которые подразделяются на коллективные, индивидуальные, подгрупповые.

Теоретические коллективные формы:

1. Семинары по обсуждению значимых педагогических явлений, технологий, методик и т. д.

2. Практические семинары с представлением опыта работы по освоению методик, технологий.

3. Педагогические советы, (традиционный, нетрадиционный); как форма поиска, изучения и обсуждения интересных подходов и решений

4. Дискуссии;

5. Деловая игра;

6. Вебинары;

7. Портфолио;

8. Тренинг;

9. Смотры-конкурсы.

10. Открытые показы

11. Квик-настройки

Практические индивидуальные формы:

1. Коучинг – сессия по определению задачи и выбору форм работы.

2. Подготовка доклада, конспекта проекта, работы по актуальной проблеме.

3. Индивидуальные беседы-убеждения.

4. Индивидуальные рекомендации по изучению литературы.

5. Наставничество

Подгрупповые формы :

1. Творческие группы

2. Педагогические мастерские по формированию у педагогов творческих умений

3. Педагогический всеобуч (для начинающих педагогов)

4. Кейс-технологии.

Методическая работа с кадрами в ДОУ реализуется согласно утвержденному плану, через Методический совет, который координировал работу службы, направленную на развитие методического обеспечения образовательного процесса.

В течение реализации методической модели по повышению профессиональной компетентности педагогов мною были разработаны мероприятия по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности. Проведены консультации и презентации: «Метод проектов в образовательной работе детского сада», «Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ», «Социализация дошкольников через взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО», семинары-практикумы на темы: «Система работы с одаренными детьми», «Развитие звуко-буквенного анализа у детей дошкольного возраста», «Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста». Включение кроссвордов в консультации или семинары не только поддерживает интерес педагогов к проблеме, но и позволяет выявить уровень е понимания педагогами.

Использовала традиционные и нетрадиционные формы проведения педагогических советов, темы которых соответствовали реализации годовых задач. «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС в ДОУ», «Развитие речевых коммуникаций педагогов как фактор эффективности развития речи у детей», «Построение конструктивных партнерских отношений ДОУ и семьи по развитию речи детей».

Разрабатывала темы деловых игр, которые способствовали повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогали формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач. При организации дискуссии, активной формы образовательной деятельности, стимулирующей инициативность и развитие рефлексивного мышления, педагоги формулировали новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Так, например, педагоги обсуждали вопросы :

• Могут ли в целом быть партнерские отношения между детским садом и родителями? При каких условиях это возможно?

• Насколько родитель может объективно оценить работу ДОУ.

Очень интересная форма методической работы, как проведение аукционов инновационных идей. Так при проведении «Аукциона педагогических проектов» педагоги презентовали свои наработки, сопровождая сообщения слайдами, показом фото, продуктов совместной деятельности с детьми и родителями воспитанников (альбомы, мини-газеты, поделки и т. д.).

«Аукцион педагогических проектов» способствовал решению следующих задач:

• заинтересованности педагогов проектной деятельностью;

повышению творческой активности педагогов, созданию условий для личностной и профессиональной самореализации;

• выявлению и распространению передового педагогического опыта;

повышению престижа педагогического труда и поиска, публичного признания вклада педагогов в развитие ДОУ.

Использование метода инсценировки помогает на практике разрешить проблему, отработать поведение педагога в определенных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т. д.

Игры-упражнения, проводимые во вводной части методического мероприятия, позволяют формировать чувство принадлежности к группе, формировать позитивное отношение к своему «Я», эмоционально настроить на мероприятие, такие, как: «Свеча», «Я в лучах солнца», «Волшебная палочка» и т. д., а завершающем этапе обязательно проводим рефлексию с помощью разных активных методов: «Салат позитива», «Осенний букет», и др., что дает возможность более качественно проанализировать мероприятие и скорректировать дальнейшую работу.

В работе с педагогами мне помогают кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленных не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.

При осуществлении индивидуальной поддержки педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности, практикую интерактивное общение, «коучинг – сессия» - развивающее консультирование, (вопрос – ответ). Педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Очень эффективна эта форма при подготовке аттестационного материала. В настоящее время самым востребованным в ДОУ является «коучинг – сессия» по ведению личных сайтов.

Подгрупповыми формами организации работы в детском саду является педагогический всеобуч для начинающих педагогов. - чаще всего это практические занятия для молодых специалистов, на которых свои педагогические находки представляют опытные педагоги и педагогические мастерские - взаимопросмотры мероприятий с детьми.

Портфолио педагога – инновационная форма работы – один из методов оценки профессионализма педагогов. Основной его смысл демонстрация не только результатов деятельности, но и сравнение с предыдущими показателями.

В детском саду у всех педагогов собрано портфолио достижений в соответствии с положением о портфолио, а у трех - разработаны личные сайты.

Первоочередной задачей для более углубленной теоретической подготовки педагогических кадров стало своевременное прохождение курсовой подготовки - основы повышения педагогической компетентности, качества познавательно-практической деятельности. Для ее решения мною был разработан план повышения квалификации, учитывающий сроки прохождения аттестации, квалификацию сотрудников, сроки последнего прохождения курсов и тематику. После возвращения с курсовой подготовки каждый педагог в разных формах методической работы : «Вооружись новинками», «Примите к сведению», «Учимся снова» знакомил коллектив с новинками науки и практики, рефератом или проектом. Данные мини- отчеты:

-обуславливают понимание важности пополнения педагогических знаний;

-побуждают других педагогов своевременно получить курсовую подготовку;

-оказывают информационную, консультативную помощь;

Эффективным методом повышения квалификации является самообразование. Организуя и контролируя работу педагогов по самообразованию, помогаю им выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат. Большое место в своей работе отводим самообразованию, посредством участия в различных вебинарах,

таких, как «Использование шкал ЕСЕRS-R при оценке качества образовательной среды», «Диагностика предметно-пространственной среды ДОО в рамках требований ФГОС ДО», «Вариативные организационные формы образовательной деятельности в рамках ФГОС дошкольного образования» (август и декабрь 2017 г.) и которые были проведены на портале СКИРО ПК и ПРО

Использование активных форм работы побуждает воспитателей к потребности узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности, помогает не только по-новому организовать работу с детьми, но и при организации взаимодействия с родителями.

Педагоги стали активно использовать мультимедийное оборудование и на занятиях, и на родительских собраниях; используют электронную почту во взаимодействии друг с другом и с родителями воспитанников.

Инновационные подходы к управлению методической работой способствуют формированию у воспитателей интереса к современным технологиям, выработке у них устойчивого педагогического мышления, повышают уровень качества организации воспитательного процесса и сплачивают коллектив педагогов. У педагогов значительно повышается мотивация к повышению квалификации, трансляции своего педагогического опыта на различных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском, участию в конкурсах различных уровней. Педагоги награждены Грамотами за призовые места и участие во внутрисадовских конкурсах: «Лепбук – как средство обучения в условиях ФГОС», «Игрушки-помощники», по созданию предметно-развивающей среды «Развитие связной речи детей», в подготовке детей для конкурса чтецов «Душой к природе прикоснись»

Пройдя через все формы методической работы организованные в определенной системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что — то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая мной в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.

В своей профессиональной деятельности педагоги нашего детского сада используют следующие технологии :

1. Технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения;

2. Игровые технологии в ДОУ (В. В. Воскобовича)

3. Технология ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер, А. М. Страунинг, направленная на развитие творческих способностей;

4. Информационно-коммуникативные технологии;

5. Здоровьесберегающие технологии с целью укрепления здоровья детей;

6. При взаимодействии с детьми используются личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманская).

7. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина)

На третьем этапе, заключительном, составляла сценарии мероприятий с применением современных технологий; оказывала методическую помощь педагогам ДОУ в разработке и проведении открытых занятий, мастер-классов, квест-игры, тренинги, обобщила опыт по исследуемой теме на уровне ДОУ. Создана творческая группа, которая действует на основе положения о творческой группе и разработанного перспективного плана мероприятий по реализации годовой задачи по речевому развитию. Был разработан образовательный маршрут «Терренкур» по территории учреждения с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно - исследовательских и оздоровительных троп. Благодаря использованию педагогических технологий и их интеграции образовательный процесс становится целесообразным, результативным. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Работу с педагогическими кадрами иллюстрируют результаты аттестации педагогов. Высшую квалификационную категорию имеет 1человек, соответствие занимаемой должности – 2, первая квалификационная категория – 4, остальные педагоги не имеют категории, т. к. имеют стаж работы менее двух лет. В течение 2016-2017 учебного года курсовую переподготовку при СКИРО ПК и ПРО по ФГОС прошел 1 педагог, 2 педагога прошли профессиональную переподготовку по дошкольной педагогике и психологии. В данное время 3 педагога готовят аттестационный материал на первую квалификационную категорию и 1 педагог проходит профессиональную переподготовку по дошкольной педагогике и психологии.

Таким образом, использование современных форм методической работы способствует тому, что педагоги ценят индивидуальность каждого воспитателя, не соревнуются между собой, а сотрудничают, обогащают свой опыт. Это дает возможность каждому педагогу реализоваться как личности. Возрастает активность педагогов в методической и самообразовательной работе, происходят изменения в мотивах их деятельности, а также осмысленное освоение теоретических основ содержания современного дошкольного образования.

Перспективу вижу в дальнейшем использовании инновационных форм методической работы и создание «Школы успеха», целью которой станет совершенствование практического мастерства педагогов.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников Обмен опытом "Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников" Речевое общение – одна из главных.

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах подготовки детей к школе Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качеств образования по подготовке детей.

Деловая игра для педагогов «Повышение уровня знаний педагогов по дорожной грамоте» Деловая игра для педагогов «Повышение уровня знаний педагогов по дорожной грамоте» Цель: Содействие повышению уровня образования педагогов.

Презентация «Использование современных педагогических технологий» 1 слайд Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием.

Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников ОО Ионас И. В., Мещерякова С. Б. МБОУ ДПО «НМЦ», г. Кемерово Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников.

Отчёт об использовании современных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя Применение современных образовательных технологий Актуальность: Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России – главная.

Педагогический совет «Повышение эффективности работы по использованию современных подходов к организации речевого развития» «Повышение эффективности работы педагогов по использованию современных подходов к организации речевого развития дошкольников в соответствии.

Повышение теоретического и практического уровня профессиональных компетенций педагогов Что такое хобби, наверное, знает каждый. Его могут называть по-разному: любимое дело, увлечение - но смысл от этого не меняется. Что это.

Семинар-практикум «Использование современных педагогических технологий в музыкально-театрализованной деятельности» .

Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности социально-реабилитационных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий»
Опубликовано: 30 октября 2018 в 14:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий»» (включая файлы) размещена пользователем Головина Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД