МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Развитие речевой активности детей посредством дидактических игр»

Елена Филиппова
Опыт работы по теме «Развитие речевой активности детей посредством дидактических игр»

Развитие речевой активности детей посредством дидактических игр.

1 слайд. Здравствуйте! Я Филиппова Елена Алексеевна воспитатель первой младшей группы.

2 слайд. Представляю вам опыт работы по теме «Развитие речевой активности детей раннего возраста через дидактические игры».

Публикация «Опыт работы по теме „Развитие речевой активности детей посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Родной язык играет важную роль в восприятии окружающего мира и является средством общения. Дети в раннем возрасте не получившие соответственное речевое развитие будут в дальнейшем сталкиваться с большими трудностями.

Вот почему я пришла к выводу о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей посредством дидактической игры.

3 слайд. Условия формирования личного вклада в развитие образования

На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Развитие речевой активности детей», в частности вопрос развития речи через дидактические игры, как одно из важнейших образовательных направлений формирования речи.

И на данном слайде представлены условия формирования личного вклада педагога в развитие дошкольного образования по данной тематике

4 слайд. Актуальность

Вопрос развития речевой активности у детей раннего возраста очень актуален, т. к является одной из важнейших задач при воспитании дошкольников.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что проблема многих детей пришедших из дома в детский сад - недостаточно развитая речь.

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет телефон и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью

Именно ранний возраст наиболее благоприятный период для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для побуждения интересов ко всему, что нас окружает.

Решающую роль в развитии речи играют дидактические игры, т. к.

это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

5 слайд. Роль игры в речевом развитии

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на развитие любознательности, познавательных процессов и способностей дошкольника, является для маленького человека наиболее подходящей формой развития.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка, то есть происходит интеграция образовательных областей, умственное воспитание.

Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение выражать свои мысли.

Основная особенность дидактических игр заключается в том, что в них, познавательная деятельность сочетается с игровой.

6 слайд. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

На развитие речи детей обращали внимание не только классики Н. К. Крупская, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Е. А. Аркин.

Но и современные педагоги психологи С. Л. Новоселова, А. И. Сорокина, А. К. Бондаренко, Е. И. Удальцова, М. И. Лисина, Ф. И. Фрадкина, А. В. Запорожец

7 слайд. Целью моего опыта является развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи (они представлены на слайде)

1. Целенаправленно обогащать словарь детей

2. Развивать активную речь детей

3. Формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи

4. Побуждать пониманию речи окружающих без наглядного сопровождения

5. Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности

6. Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами направленными на ознакомление с ними

7. Формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и

8 слайд. Ведущая педагогическая идея развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения целенаправленно и комплексно используются возможности дидактической игры.

9 слайд. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Работа проводилась в 3 этапа:

1 этап - анализ литературы по проблеме, сбор информации, диагностика, разработка плана работы, создавалась предметная среда

2 этап – основной - организация работы с детьми (определение содержания, форм, методов, работа с родителями

3. итогово-обобщающий подведение итогов, определение перспектив

10 слайд. 1 этап Подготовительный

Вся работа построена на основе перспективного плана (план представлен в гиперссылке)

В своей работе я использовала методическую литературу

11слайд. Первичная диагностика

Прежде чем приступить к работе, с целью выявления уровня речевого развития использовала методику, разработанную Е. М. Мастюковой и А. Г. Московкиной:

1. «Найди игрушку»

2. «Кто это?»

3. «Беседа по картинке»

Основные методы это беседа, наблюдение.

Критерии представлены на слайде

Многие дети говорили очень мало, односложными словами, у них очень был маленький словарный запас. Дети не разговаривали предложениями, не отвечали на простые вопросы, не могли попросить налить воды, почитать книжку. Некоторые дети вообще не говорили ничего кроме слова мама, но понимали речь взрослого.

12 слайд.

Для достижения поставленной цели и эффективного решения задач в группе создана РППС

В группе имеются центр сенсорики, природы, здоворьесбережения. Материал в центрах пополняется и обновляется в течение всего учебного года.

В центрах находятся такие игры как:

-игры на выделение эталонов сенсорного развития : «Разложи шарики по цвету», «Собери пирамидку», «Развесь по цветам», «Найди домик мышке»,

-игры на ознакомление с окружающим миром: «Собери правильно овощи и фрукты», «Кто что ест?», «Юный повар»,

13 слайд.

В центре здоровьебережения расположены такие игры как «Здоровые зубки- веселые зубки», «Полезная тарелка»

-настольно –печатные игры лото «Мой дом», «Веселые зверята», «Цветные фигуры» и др. домино «Животные», «Овощи»

-игры с дидактической куклой : «Угостим куклу чаем», «Посади куклу за стол»,

-дидактическое пособие «Репка

14 слайд. 2 этап Основной (практический)

На данном слайде представлены основные формы работы с детьми в ДОУ по развитию речи

-Организованная образовательная деятельность (групповая, фронтальная и индивидуальная).

-Совместная деятельность детей и взрослых в режимных моментах.

-Самостоятельная деятельность детей.

15 слайд. В работе с детьми я использую следующие методы

- Словесный (разговоры, беседы, рассматривание картин, подсказывание, пояснения, использование художественного слова).

- Наглядный наблюдение, рассматривание игрушки, предмета, показ образа предмета).

- Игровой разные виды дидактических игр, обыгрывание игрушек, предметов).

-Практический (упражнения, игровые ситуации, совместные действия взрослого с ребенком, выполнение поручений, экспериментирование, развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика).

Использую следующие приемы

Словесные приемы:

Речевой образец (доступный по содержанию и форме)

Повторное проговаривание (звука, слова, фразы) с целью запоминания

Объяснение для раскрытия сущности некоторых явлений или способов действий

Указания (разъясняю способы действий

Вопрос словесное обращение, требующее ответа, задание ребёнку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.

16 слайд

В основу моего опыта работы легли следующие принципы дидактические принципы :

Принцип развивающего обучения (учет «зоны ближайшего развития», предлагаемые упражнения опережают имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков).

Принцип воспитывающего обучения (решаются воспитательные задачи).

Принцип наглядности (использование зрительно, слуховой наглядности).

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);

Принцип систематичности (взаимосвязь задач с предыдущей и последующей НОД).

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям, обучение в более медленном темпе).

Принцип индивидуализации (учет индивидуальных особенностей каждого ребенка).

17 слайд.

Виды дидактических игр по развитию речи

1. Игры с предметами – Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками.

2. Настольно – печатные игры. Особенность настольно-печатных игр заключается в том, что содержание основано на наглядном восприятии образов, изображенных на картинке (животных разных видов, транспорта и т. д.) Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

3. Словестные игры. Построены на словах и действиях играющих. Наиболее трудны для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и звукопроизношение, и память.

18 Слайд. Организованная образовательная деятельность

Работа с детьми проводилась по разработанному перспективному плану, в совместной деятельности, на прогулке, в свободное вечернее

время, а также игры включены в занятия по развитию речи, ознакомление с

окружающим. На занятиях по развитию речи старалась брать подгруппу детей с разным уровнем развития, дети неуверенные и дети, более активные. Мною было замечено, что это даёт положительные результаты. Все занятия проводились в игровой форме, обязательно был сюрпризный момент, детям очень нравилось заниматься с персонажами сказки («Репка», «Курочка Ряба», и т. д.) (например….)

В ходе занятий по развитию речи, кроме образца, я стараюсь, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы.

Детей я постоянно поощряла за произнесённое ими новое слово, хвалила, просила повторить ещё раз.

К каждому ребёнку осуществляла индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры.

Все знания, которые дети получали на занятиях, в ходе бесед, на прогулках, вне занятий, в свободной деятельности, закреплялись в дидактических играх

19 слайд. Игры с предметами

В играх с предметами используются народные игрушки; пирамидки, матрешки, неваляшки, мозаика, башенки, разнообразные шары, яйца и реальные предметы.

Детей привлекают их красочность, забавность, действия с ними.

Совершая действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие

Ценность данных игр: знакомство со свойствами и их признаками: цветом, величиной, формой и качеством.

И все в увлекательной форме.

20 слайд. Дидактические игры с игрушками предметами, такие как «Одень куклу на прогулку», «Угостим куклу чаем», «Кукла пришла в магазин игрушек» закрепляют знания о названии одежды кукол, чайной посуды, игрушек.

Все эти игры активизируют речь детей.

21 слайд. Игры с природным материалом во время прогулки закрепляют знания об окружающей их среде, воспитывают любовь непосредственно соприкасаясь с природой: деревья, кустарники, семена, листья

22 Слайд. Настольно печатные игры это парные картинки, пазлы, лото, домино, мемо игры, составление разрезных картинок и кубиков - развитие логического мышления, умение составлять целое из отдельных частей.

Домино лото формируют речь, закрепляют знания о растениях, животных и их детенышей, овощах и фруктах.

С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия: одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения

Манипулируя игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, пьет, спит, упала, плачет, танцует т. е употребляют глаголы

Их использование помогает развивать в детях способность слушать речи взрослых и прислушиваться к произносимым словам и подражать части слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными ранее усвоенными словами, а не действиями.

23 Слайд. Словесные игры построены на словах и действиях опирающиеся на имеющие представления о предметах, углублении знаний о них, т. к в этих играх необходимо использовать приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах.

Это игры:

-На звукоподражание

-Уточнение, закрепление и активизацию словаря

-Развитие правильной ориентации в пространстве

-На развитие артикуляционного дыхания (подуй на перышко, горячий чай и др.)

23 Слайд. Работа с родителями

Немало важным условием для реализации моей цели является тесная взаимосвязь с родителями.

С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия.

Такие как:

-родительские собрания («Особенности адаптация»;

«Ознакомление с возрастными особенностями речевого развития детей»; «Азы речевого развития» и др.)

- консультации («Использование дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста», «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей раннего возраста», «Игры в кругу семьи»)

- использование ИКТ разработка памяток, буклетов, изготовление брошюр («Пирамидка. Как в нее играть», «Как проводить пальчиковую игру», «Развитие речи детей»).

-Использую мессенжеры для оперативной информации и выкладывания роликов с различными видами игр.

- анкетирование («речевое развитие детей») и др.,

- совместное создание предметной среды, участие в выставках и др.

Формы работы представлены на слайде

25 Слайд. 3 этап Заключительный.

Диагностика

В конце года была проведена итоговая диагностика. Она показала положительную динамику в речевом развитии детей

26 Слайд. Выводы

У воспитанников пополнился активный словарный запас, улучшились грамматический строй речи и мыслительные процессы. Дети стали выражаться посредством речи, замкнутые дети стали более общительными со сверстниками и воспитателем, стали лучше понимать речь взрослых и других детей в группе. Дети охотно вступают в речевые контакты с взрослыми. У детей проявляется умение самостоятельно играть в игры, умение обратиться за помощью к взрослым.

Некоторые дети стали называть воспитателей и младшего воспитателя, не «тётя», а по имени и отчеству. Дети начали отпрашиваться можно ли им пойти домой, могут рассказать, что они кушали, делали дома.

Родители стали больше интересоваться развитием речи детей.

27 Слайд. На данном слайде представлен мой личный вклад в развитие образования и определена степень его новизны.

Мною разработаны конспекты образовательной деятельности, картотеки игр, консультации и памятки для родителей.

28 Слайд. Трансляция педагогических достижений

На слайде представлена транслируемость моих работ

29 Слайд. Используемая литература представлена на слайде

Перспектива.

В дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении. Считаю целесообразным пополнить методическую копилку новыми играми, пособиями, конкретизировать материал для получения улучшенных результатов в своей работе. Планирую доработать материал для работы с родителями (разработать консультации, наглядность в уголок для родителей).

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Развитие речевой активности детей посредством дидактических игр»
Опубликовано: 31 марта 2024 в 15:51
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД