Наталья Шнайдер
Опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме проанализировала материально-технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела анкетирование детей. Свою деятельность я начала с обогащения развивающей среды. В моей групповой комнате оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, мини огород, аквариум, природный материал, художественная литература, календарь природы.
Публикация «Опыт работы по теме „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
«Исследовательский уголок» : в данном месте дети индивидуально занимаются с природным материалом: изготовляют поделки. В уголке есть жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, семена подсолнечника, скорлупа грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки. Листья дети собирают сами и приносят в группу, засушивают их, а затем используют в своих творческих работах. В свободное от занятий время дети изготовляют из природного материала поделки. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка в результате экспериментирования с природным материалом.
Мини-музей «Подводное царство» создан для того, чтобы знакомить детей с разнообразием подводного мира, формировать навыки исследовательской деятельности.
Чтобы повысить эффективность экологического образования использую различные формы и методы: циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и участке, за трудом взрослых. Ведение календаря природы, занятия, целевые прогулки, экскурсии в природу, трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде. Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок. Экспериментирование. Дидактические и речевые логические задачи, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Проведение музыкальных и спортивных развлечений. Оформление выставки детских работ.
Работая над темой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», я даю возможность детям познавать мир природы через игру. Чтобы реализовать посредством дидактической игры задачи экологического воспитания, я провожу тщательный отбор и анализ игрового материала, придерживаясь определенных требований - игры подбираю с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического воспитания, которые решаются на данном возрастном этапе.
Так, например, в дидактической игре «С какой ветки детки?» ставится
задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. В игре «Когда это бывает?» задача: учить детей различать признаки времен года, с помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Игра «Звери, птицы, рыбы» дает возможность закрепить умение классифицировать животных, птиц, рыб.
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).
В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у дошкольников? Для этого я применяю один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.
Занимательные опыты с воздухом, с водой, с песком, со статическим электричеством вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
На своих занятиях я широко использую художественную литературу – произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова.
В работе с детьми использую различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например, если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться, ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.
Для занятий использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. 30% моих занятий проходит с использованием мультимедийной аппаратуры. Разработала цикл наблюдений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста.
Для развития творческих способностей дошкольников использую метод проектов, что поддерживает повышенный интерес детей к занятиям, наполняет их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
Мной разработаны такие проекты, как «Как зимуют птицы?», с помощью которого расширили знания детей о птицах родного края, учились узнавать по внешнему виду зимующих птиц, формировали представление о питании птиц зимой, с помощью родителей изготовили кормушки, организовали выставку детских рисунков и поделок.
Проект «Что растёт на городе?» : расширили представление детей об овощах, вырастили на окне лук, укроп, огурцы. Выяснили, что необходимо растениям для роста, дети получили представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы.
Исследовательский проект «Магия кристаллов», целью которого было вырастить кристаллы солей в домашних условиях, развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей, развивать наблюдательность. Дети смогли ответить на вопросы: «Что такое кристаллы? Откуда берутся кристаллы? Какие бывают кристаллы? Какой формы бывают кристаллы?»
Проект «Насекомые», его цель углублять знания детей о насекомых : бабочках, муравьях, пчелах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях; формировать реалистическое представление о роли насекомых в жизни человека; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Проект «Хлеб всему голова». В процессе исследовательской деятельности уточнили, конкретизировали и расширили знания детей о хлебе. Познакомила детей с зерновыми культурами, из которых делают муку, с разнообразием хлебобулочных изделий. Дети научиться замешивать тесто, испекли булку хлеба в хлебопечке.
Ежегодно я с детьми веду работу на земельном участке. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер. Дети трудились вместе с воспитателем, по подгруппам. В процессе труда дети наблюдали за ростом и развитием растений, определяли их зависимость от внешних факторов, от ухода и т. д., что способствует накоплению у них знаний о растениях, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
В своей группе я провожу выставки детских рисунков: «Времена года», «Как я провёл лето», «Осень», «Зимушка - зима». Или такие конкурсы: «Лучшая поделка из природного материала», «Зоопарк на огороде», «Осенние фантазии», «Столовая для птиц». Дети с удовольствием принимают в них участие, стараются дома привлечь своих родных в изготовление поделок. Осенью проводим конкурс на тему: «Чудо - урожай», «Чем я не помощник».
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, дискуссии).
Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы.
В проделанной мною работе есть положительные результаты:
- оформлена развивающая среда в группе;
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.