Оксана Мягкова
Опыт работы «Коллекционирование как форма развития познавательной активности дошкольников»
Опыт работы педагога МАДОУ «ЦРР - Детский сад № 108»
Мягковой Оксаны Викторовны на тему «Коллекционирование как форма развития познавательной активности дошкольников»
Первая квалификационная категория
«Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица
Условие возникновение опыта
Публикация «Опыт работы „Коллекционирование как форма развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
Условием возникновения коллекционирования как метода исследовательской деятельности стало открытие новой группы в нашем ДОУ и моя работа в этой группе. В 2016 году в нашем учреждении была открыта новая ясельная группа.
Причем группа «была вновь открывшейся» : спортзал был переоборудован в группу ясельного возраста, был сделан полностью ремонт, куплена новая детская и игровая мебель, новое оборудование и игрушки. Естественно, встал вопрос с названием и оформлением группы. Когда было придумано название группы - «Светлячки», я обратилась к родителям за помощью по поводу оформления группы. Родители, молодые, открытые и очень активные, сразу принялись за дело: сшили буквы – подвески с названием группы, оформили входную табличку, шкафчики, кроватки, полотенечницы, карточки дежурных (для дальнейшей работы, салфетницы и т. д. с рисунками светлячков. Затем дети стали приносить картинки, рисунки, раскраски, книжки с изображением светлячков, игрушки – светлячки. Нужно заметить, что инициатива шла тогда от родителей, а не от детей. На следующий учебный год я заметила, что дети стали приносить в группу игрушки, карточки, раскраски определенной тематики. А так как сама являюсь коллекционером, решила предложить родителям, а потом и детям, создать коллективную коллекцию светлячков нашей группы. А затем и ввела в практику ознакомление детей со своими домашними и индивидуальными коллекциями. Для этого однажды принесла в группу и показала детям свою коллекцию. Они очень заинтересовались и начали расспрашивать о ней. После моего рассказа о своей коллекции я предложила детям рассказать о своих «сокровищах» и по возможности принести их в группу.
Так и возникла идея коллекционирования в нашей группе, которая продолжается и «живет» с каждым новым набором детей.
Актуальность опыта
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии и методы. Поэтому основная задача педагога дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДОУ. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение ребенка со стороны взрослого. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности, а так же развитию таких интегративных качеств, как любознательность и активность. Поэтому можно предположить, что такой метод исследовательской деятельности, как коллекционирование, будет очень эффективным в реализации образовательной деятельности «Познание».
Коллекционирование имеет большое значение для развития познавательных способностей дошкольника. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Интерес ребенка к какому-либо объекту способствует возникновению желания больше узнать о нем. Поэтому задача воспитателей и родителей – внимательно и бережно относиться к интересам детей, всячески поддерживать и развивать их. Не только увлечь малыша созданием коллекции, но и всячески помогать ему при этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспоримо велика.
Во-первых, познавательно-исследовательская деятельность – это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена тяга к собирательству, а еще к поиску.
Во-вторых, в процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, способности ребенка.
В-третьих, в процессе коллекционирования происходит совместная «работа» ребенка и взрослого.
В-четвертых, коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Ведущая педагогическая идея
В работе по созданию коллекций в условиях детского сада нужно руководствоваться принципами:
• доступность,
• эстетичность,
• динамичность (расширение тематики,
• право на самостоятельный выбор.
Особенность коллекционирования заключается в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей. А так же поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников, что непосредственно отвечает требованиям ФГОС.
Научная обоснованность
Толковый словарь определяет коллекционирование как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, исторический или литературный интерес. В данном случае можно добавить – эстетический.
Академик Павлов И. П. писал: «Коллекционирование – это школа воли, рефлекс цели, имеющий огромное жизненное значение».
Короткова Н. А. говорила о том, что коллекционирование – это особая форма деятельности дошкольников, которая помогает им развиваться как личности. Она выделила несколько признаков, свойственных этому виду деятельности:
1) собирание только тех предметов, которые легко классифицировать на виды;
2) возможность подобрать реальный материал или образный для того, чтобы обсудить с детьми признаки, по которым нужно будет определить, подходит ли данный предмет для коллекции;
3) обсуждаемый материал нужно поместить в таблицу;
4) в работе должны принимать участие все дети группы.
Также большое значение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников придавали такие ученые, как Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Т. А. Куликова. Задачей педагогов является стимулирование познавательной деятельности детей, поскольку с возрастом потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает, но возможности ребенка достаточно ограничены, он может удовлетворить эту потребность только при непосредственном участии взрослого. Если ребенок по каким-либо причинам не может этого сделать, познавательный интерес может угаснуть. Выступая сложным и значимым для личности образованием, познавательный интерес представляет собой избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира, стремления, потребности личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение.
Новизна опыта
Собранные детьми коллекции используются мной для работы с дошкольниками в различных видах деятельности: как раздаточный наглядный материал для проведения экспериментов, обследований и просто любования; при развитии математических навыков объекты коллекции служат счетным материалом; на занятиях по логике помогают научиться отличать формы, величины, представления о времени и т. д. ; могут использоваться на выставке в группе (детском саду); служат для организации встреч с интересными людьми (например, на занятии с участием инспектора ГАИ мальчики с удовольствием показывали свою коллекцию машин); используются в трудовой деятельности (когда дети помогают оформлять пространство группы); используются как наглядный материал на занятиях; так же на занятиях по развитию речи каждый предмет коллекции – это новое слово для пополнения словарного запаса дошкольников; и в целом при осуществлении индивидуальной деятельности с каждым воспитанником. Образовательная деятельность в рамках коллекционирования осуществляется также в режимных моментах (утренние часы приема, вечернее время) и в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).
Технология опыта
Организация педагогической работы с коллекцией проводилась в три этапа:
1-й этап - подготовительный:
• накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
• индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей.
2-й этап - основной:
• побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
• чтение художественно – познавательной литературы, энциклопедий;
• включение коллекции в организацию совместной деятельности с детьми;
• работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.
3-й этап - заключительный:
• организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
• презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекций в целом.
При знакомстве детей с коллекционированием был использован следующий ход работы :
1) воспитатель сообщил о своей коллекции, собранной в детстве или сейчас, и обещал познакомить с ней детей;
2) через какое - то время педагог принес коллекцию и напомнил, что говорил именно о ней;
3) предоставлял детям возможность самостоятельно рассмотреть ее;
4) интересовался, понравилась ли коллекцию и чем, а затем вместе с детьми приступал к ее рассмотрению.
В дальнейшем педагог обратился к родителям и другим членам семьи, к сотрудникам ДОУ, занимающимся коллекционированием, с предложением показать свои «сокровища». Главным было не обрушить на ребенка большое количество информации, а отобрать самое нужное и доступное и вызвать интерес к созданию собственной коллекции. При этом учитывались:
• особенности возраста и пола ребенка;
• индивидуальные интересы;
• участие родителей.
Наблюдения показали, что до 4-х лет дети собирают значимое и ценное для себя («сокровища») хаотично, без определенной направленности. Они с удовольствием их рассматривают, рассказывают по мере желания, дополняют новыми предметами. Временами интерес пропадает, но может возникнуть вновь. Но уже к концу второй младшей группы дети интересуются всем, что связано со следующей тематикой:
герои сказок и мультфильмов;
звери и птицы;
игрушки.
В дальнейшем тематика может быть расширена.
Результативность
В процессе коллекционирования у детей сформировались представления об объектах окружающего мира по теме коллекций; проявляется активность, инициативность, творческие способности в различных видах детской деятельности; проявилась активность родителей в образовательном процессе; повысился уровень удовлетворенности родителей организацией образовательного процесса.
Причем коллекционирование проходило свои пути развития. В младшем возрасте у детей наблюдалось чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования, о чем было сказано выше. Здесь еще нет ярких проявлений индивидуальности, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность. В среднем дошкольном возрасте ребенок формирует коллекцию по интересам. В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует.
Адресность опыта
Предлагаемый педагогический опыт может быть использован воспитателями ДОУ. Рекомендации родителям по организации познавательной деятельности детей, по организации развивающей среды в семье, памятки по тематическому содержанию коллекций, их размещению, работе с ними, разработанные в процессе этого опыта, могут служить материалом не только к работе педагогов, но и в процессе работы с родителями.
Библиографический список:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. –
М., 2006-536 с.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2000 - 416 с.
3. Комарова Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. –
М. ,2005 – 254 с.
4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М: Линка– Пресс, 2007, 121 с.
5. Леонтьев А. Н. «О формировании способностей» / А. Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1996г – 304 с.
6. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» : Методические рекомендации/— М. : «Аркти», 2004г-64с
7. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб., Питер, 2004 - 10.
8. Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учеб. пособие для студентов педучилищ и колледжей / Е. О. Смирнова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 119 с
9. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г