Татьяна Плотникова
Использование территории детского сада, как одну из форм экологического воспитания дошкольников в разное время года
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Использование территории детского сада, как одну из форм экологического воспитания дошкольников в разное время года»
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника.
Публикация «Использование территории детского сада, как одну из форм экологического воспитания дошкольников в разное время года» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В образовательную область «Познавательное развитие» входит раздел
«Ребёнок открывает мир природы».
Накопление знаний у детей это необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Природа, ее красота открывают богатейшие возможности для интеллектуального развития и воспитания у детей любви к Родине, родному краю, городу.
Детский сад № 93 расположен в живописном уголке, в центре города Санкт-Петербург, среди массива зелени. У детского сада находится безопасная территория для прогулок детей, где растёт большое количество разнообразных деревьев и кустарников, травянистых растений.
Чтобы дети развивались всесторонне, научились видеть прекрасное в окружающем, понимать его, я не ограничиваюсь проведением познавательных исследований в уголках природы в группе, как бы богаты и разнообразны они ни были. Со своими воспитанниками я переношу деятельность по темам на территорию детского сада. Месторасположение детского сада позволяет нам регулярно, в разное время года, совершать с детьми познавательные наблюдения как краткосрочные, так и длительные в разные сезоны года.
Планирование:
Сентябрь: Урожай на нашем огороде.
Цель:
• Расширять представление детей о местах произростания овощей
• Уточнять знания детей о том, какие овощи собирают осенью
• Закрепить знания детей о выращивании овоща от семени до плода
Октябрь: Ветер и листочки.
Цель:
• Способствовать познанию свойств ветра
• Развивать двигательную активность
• Способствовать умению принимать на себя роль неодушевленного предмета
Ноябрь: Осень заканчивается
• Закрепить знания детей о изменениях природы в разные месяцы осени и подвести итог по изменениям в природе.
• Развивать способность делиться воспомининиями о начале осени, умение аналмзировать
• Развивать речь
Декабрь: Домики для зимующих птиц
• Способствовать желанию изготовть (совместно с папой, дедушкой) кормушки, скворечники
• Дать представление о зимующих птицах в нашем городе (вороны, воробьи)
Январь: Подкармливаем птиц зимой
• Формировать обощенное представление о птицах
• Вызывать желание помогать им в трудных условиях
Февраль: Волшебница Зима
• Закрепить знания детей о зимних месяцах
• Закреплять знания детей об обьектах живой и неживой природы
• Знакомить со свойствами льда и снега,узорами на стекле
Март: Природа просыпается
• Расширять представления детей о весенних явлениях природы
• Обратить внимание на то, что в морозную погоду капели нет, а в оттепель сосульки плачут
• Способствовать вести наблюдение за ветками на деревьях на улице и ветками в вазе на окне,анализировать изменения
Апрель: Огород на окне
• Познакомить детей с внешним видом семян, наиболее распостраненных овощей
• Углублять и конкретезировать представления детей о росте растений из семян
• Расширять представления детей о земледельцах и овощеводах, о значимости их труда
Май: Солнышко на лужайке
• Способствовать подводить итоги о изменения природы в начале и конце весны
• Стимулировать бережное отношение к природе
• Определять причины весенних изменений в растительном мире и обосновывать свое мнение
(наблюдение за одуванчиком)
• Высадить проросшие семена на грядку инаблюдать за дальнейшим ростом овощей
(наблюдение за ростом кабачков и тыквы)
Огород на окне: Первый весенний урожай.
Витаминчики.
В весеннее время пророщенные семена кабачка высадили на небольшом огороде в грунт (на территории детского сада).
Осенью, в сентябре месяце мы уже могли наблюдать результаты своих трудов, что вызвало некоторых детей удивление, у некоторых восторг.
УРА! Мы вырастили кабачок.
После ознакомления воспитанников с первыми весенними цветами (одуванчик) проводим экскурсию по лужайке детского сада, где мы можем понаблюдать за одуванчиками в утреннее и вечернее время, потрогать, понюхать цветы.
Наблюдаем за ростом цветов и их красотой на газонах, расположенных на территории детского сада. В процессе наблюдений у детей закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов.
На основе приобретённых знаний я стараюсь формировать у детей реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, воспитываю любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.
Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Дети учатся различать форму листьев, почек, окраску листвы осенью.
.
Картины окружающей природы воспринимаются ярче, полнее, если дети имеют возможность потрогать увиденные объекты взять интервью у ветра, берёзы, осенних листьев, рябины, одуванчика.
Дети могут рассмотреть одуванчики, понаблюдать за муравьями, послушать жужжание насекомых, рассмотреть цветы и травы.
Работу в образовательной области «Познание» со своими воспитанниками я стараюсь сопровождать произведениями литературы и искусства. Рассказы писателей, картины художников, просмотр презентаций по темам экологии побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, прямого общения с ней, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.
Зрительные образы, создаваемые благодаря прямому общению с объектами природы, легко запоминаются и остаются в памяти надолго, дети учатся видеть игру красок, света, теней в ясный солнечный день. Во время наблюдений дети задают много вопросов и чтобы не оставить их без ответа, после мы беседуем, находя ответы в литературных произведениях, картинках.
ОДУВАНЧИК (Анна Алферова) -
Золотистый одуванчик
Сбросил жёлтенький кафтанчик.
Шапку белую надел,
Вместе с ветром захотел
Облететь весь белый свет -
Ветер дунул - шапки нет!
Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность — все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Во время экскурсии дети закрепляют правила поведения в природе, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Дети знакомятся с деревьями и кустарниками, лекарственными растениями, цветами и травами, насекомыми и птицами, наблюдают за явлениями природы.
Ежегодно со своими воспитанниками я провожу различные экологические акции. Была проведена экологическая акция «Мусор Земле не к лицу»
Дети, совместно с родителями, создали из мусора прекрасные картины.
Ежегодная зимняя экологическая акция «Покормите птиц зимой», способствует расширению представлений детей о птицах родного края, воспитанию эмоционально-положительного отношения к птицам, развитию желания помогать
Человек - часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Знать о природе мало - стыдно, а не знать совсем невозможно. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и внимательное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие, оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Общение с миром природы становятся мощным средством разностороннего развития ребёнка. С ее помощью я открываю перед своими воспитанниками интересный мир. Дети не устают удивляться познанию нового, находят необычное в обычном, с нетерпением ждут новых открытий, которые невозможны без прямого общения с природой. Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.