Ковтун Екатерина
Создание условий и использование инновационных форм работы для непрерывного экологического образования дошкольников
МБДОУ «Детский сад № 32» г. Балахна Нижегородской обл.
Старший воспитатель: Ковтун Екатерина Михайловна.
Цель выступления: представить педагогам ДОУ опыт работы по созданию условий и использованию нетрадиционных форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников.
Задачи выступления:
1. раскрыть значимость проблемы, ее актуальность;
2. познакомить с инновационными формами работы по экологическому воспитанию.
План выступления:
1. Актуальность проблемы.
Публикация «Создание условий и использование инновационных форм работы для непрерывного экологического образования дошкольников» размещена в разделах
2. Цель, задачи.
3. Система работы по экологическому воспитанию
4. Результаты работы.
Актуальность:
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период складываются основы личностной культуры.
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красотой и динамичностью привлекает малышей, вызывает у них массу радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.
Цель: реализация системы экологического образования в дошкольном учреждении посредством правильной организации и экологизации развивающей предметно-пространственной среды и внедрения инновационных форм работы.
Задачи:
-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе;
-совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения;
-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности;
-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.
Система работы :
Создание экологической среды внутри детского сада (уголки экспериментирования или мини-лаборатории, уголки природы, мини-библиотека) и на его территории (цветники, огород, уголки леса и сада, экологическая тропа, поляна сказок, сельский дворик и искусственный мини-водоем).
Использование инновационных форм работы :
Мини-лаборатория;
Экологический театр;
Экологическая тропа;
Эко-квест;
Конкурсы, праздники экологического характера;
Игровая деятельность;
Компьютерные технологии и мультимедийные презентации;
Кейс-технологии;
Фото- и видеорепортажи детей;
Природоохранные акции.
Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.
Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.
Поддержание тесных связей с социумом: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», КСК им. Димитрова, МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», МБУ ДО «Центр детского творчества».
Вывод:
В процессе работы были замечены такие изменения:
- дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;
-возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.
Заключение: Нетрадиционные формы работы позволяют расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому, побуждать к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решать задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражать впечатления о природе в разнообразной детской деятельности.
Хочется верить, что сложившаяся система работы в ДОУ не остановится на достигнутом, впереди - внедрение новых эколого-образовательных технологий, разработка методических пособий, совершенствование предметной среды.
Пусть любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.