Светлана Погнерыбко
Формирование элементарных представлений о космосе у старших дошкольников посредством проектного метода
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД № 2-3-4
Актуальность.
Система элементарных знаний о явлениях окружающей жизни является одним из условий умственного роста ребенка-дошкольника.
Рассказывать ребёнку об устройстве звёздного мира, уникальности нашей планеты и важности изучения космического пространства необходимо уже в детском саду. Дети всегда с удовольствием вовлекаются в деятельность, связанную с неизведанными открытиями. Старших дошкольников привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, как помочь ему узнавать много нового и интересного про космос? Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным. Работа над проектами носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в образовательной деятельности.
Публикация «Формирование элементарных представлений о космосе у старших дошкольников посредством проектного метода» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
СЛАЙД № 5-6-7
Цель: применение проектного метода для формирования представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• формировать элементарные представления детей о космосе, о планетах, об уникальности Земли;
• познакомить с интересными фактами и событиями по теме;
• познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми летчиками-космонавтами;
• развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащать активный словарь; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи.
• повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с космосом;
• привлечь родителей к совместной деятельности.
СЛАЙД № 8-9-10-11-12
Изучение материала по теме позволит дошкольникам получить первоначальные знания о космосе с соблюдением следующих педагогических принципов:
• Принцип научности говорит о том, что мы даем детям достоверные знания, которые не могут быть опровергнуты, обеспечить ребенку неискаженное первоначальное восприятие предметов, явлений, вызвать к ним положительное отношение, заинтересовать.
• Принцип доступности направлен на то, все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников.
• Принцип развивающего эффекта содержания требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.
• Принцип системности- усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.
Соблюдая данные принципы отмечаем что познавательная деятельность дошкольников развивается, у ребенка увеличиваются объемы знаний об окружающих его вещах, в частности о космосе.
СЛАЙД № 13-14
Таким образом, для ознакомления с космосом нужно создавать условия развивающей среды, соблюдать педагогические принципы, продумывать содержание обучения, которое способствует формированию и закреплению знаний о Вселенной.
СЛАЙД № 15-17
Познание - это умственный процесс приобретения знаний. Он включает в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать это желание, а наоборот, активно помогать и направлять.
Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев. Дети должны знать историю российского праздника – День Космонавтики; дату первого полёта в космос; о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов.
СЛАЙД № 18-19-20-21
Программа «Мир открытий», по которой мы работаем, предполагает знакомство с космосом и историей его освоения, строением и планетами Солнечной системы; получение представлений о целостности окружающего мира и различных взаимосвязях в нем.
В процессе знакомства детей с планетами Солнечной системы и особенностями Земли мы предлагает детям рассмотреть соответствующие рисунки, модели, макеты. Дети изготавливают модели космических кораблей (в том числе из бросового материала). В основе организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
СЛАЙД № 22-23-24
Метод проекта – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом.
Я выбрала проектный метод так как он имеет ряд преимуществ:
1) Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
2) Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
3) стимулирование интереса детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.
СЛАЙД № 25-26-27-28
Этапы разработки и проведения проектов
1 Поисковый этап. Постановка цели перед детьми, исходя из интересов детей, формулировка проблемы, вовлечение дошкольников в решение проблемы («детская цель»).
2. Планирующий этап. Составление плана, движения к цели, обсуждение плана работы с родителями воспитанников, обращение за помощью к специалистам ДОУ, родителям (творческий поиск). Изготовление плана-схемы реализации проекта, сбор информации, материалов для реализации проекта при помощи различных средств.
3. Основной этап (практический). Организация разнообразной деятельности (игры, праздники, опыты, творческие задания и др.). Домашние задания родителям и детям. Самостоятельные творческие работы: поделки, рисунки, альбомы, выпуск газет, выставка плакатов и пр., подбор материалов.
4. Заключительный этап (итоговый) Организация презентации проекта через различные формы (праздники, открытые мероприятия для родителей, выставки, составление книг, альбомов и др.) Подведение итогов (обобщение опыта педагога через различные формы)
В основе проекта обязательно :
- наличие значимой, в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного подхода, поиска ее решения)
- практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов проекта.
- самостоятельная (групповая, индивидуальная и др.) деятельность дошкольников. Проект- «игра всеръез» - Путешествие в космос.
- структурирование содержательной части проекта (с указанием сроков, поэтапных результатов деятельности).
- обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержке педагогов, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков, применение детьми полученных знаний, умений на практике.
СЛАЙД № 29-30-31-32
Слушание песен о космосе и космонавтах, слушание «космической» музыки; разучивание «Марша юных космонавтов», «Полета на Луну», музыкально-ритмические импровизации по теме проекта способствуют реализации образовательной области «Познание».
Создание творческой мастерской по созданию панно «Дорога в космос», «Скафандр космонавта», «Планеты Солнечной системы» пополняют предметно -развивающую среду. Интересная форма работы - это создание коллекции фотографий космонавтов, открыток (первый космонавт, первый космонавт, вышедший в открытый космос, первая женщина-космонавт).
СЛАЙД № 33-34-35
Особое внимание заслуживает речевое развитие в аспекте проектной деятельности по теме «Космос».
Беседы, рассказы (о первом космонавте, о планетах; о создателях космических кораблей; о гордости россиян за достижения в освоении Космоса; о названиях улиц и площадей в каждом российском городе – Гагарина, Циолковского, Терешковой) чтение художественной и познавательной литературы (Я. К. Голованов «Дорога на космодром», В. Кащенко «Созвездие драконов», П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», О. А. Скоролупова «Покорение космоса», Н. Носов «Незнайка на луне», стихотворения о космосе, загадки о космосе, с последующим обсуждением; сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «Полет в космос», «Космическое путешествие» обогатили активный словарь; развили связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, развили речевое творчество; а также дали «пищу» для размышления о личностных качествах людей, связанных с космосом.
СЛАЙД № 36-37-38
По итогу работы - дети усвоили много знаний связанных с космосом, научились самостоятельно строить ракеты и другие летательные аппараты, а самое главное стали задавать много вопросов о прошлом и будущем, что говорить о развитии любознательности, научились делать простые умозаключения.
На всех этапах проектной деятельности решаются практически все задачи по формированию ключевых компетентностей дошкольника.
Таким образом, метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные представления, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.