ХАРИНА ТАТЬЯНА
Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Светлополянская основная общеобразовательная школа"
Воспитатель: Харина Татьяна Николаевна
Опыт работы по теме Формирование элементарных математических представлений
«Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит».
М. В. Ломоносов.
Публикация «Опыт работы по теме „Формирование элементарных математических представлений“» размещена в разделах
Актуальность: В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: общение ребенка с взрослыми и сверстниками в режимные моменты и организованная образовательная деятельность. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.
Через познавательную деятельность реализуются практически все интегрированные области и программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе.
Моя педагогическая позиция – обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности, широко используя игровые приемы и дидактические игры, которые помогут успешно освоить основы элементарных математических понятий.
Основная цель, которую я поставила перед собой – это прежде всего сформировать у детей интерес к занятиям по ФЭМП, сделать занятия увлекательными при освоении нового материала и повтора пройденного.
Ещё Л. С. Выгодский в своей книге «Учение о возрасте» писал: «…развитие есть только там, где есть проблема…».
Исходя из этого утверждения, я поставила перед собой следующие задачи:
- способствовать проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира;
- обогащать ребенка, выявляя его индивидуальные возможности и уровень развития, через практические виды деятельности, доступные ребё нку: сравнение, преобразование, воссоздание, счёт, измерение, вычисления, комбинирование, моделирование и др.
На первом этапе мною была изучена математическая литература, просмотрено множество сайтов, где описывается алгоритмы для изучение этой темы и как можно эту тему воплотить в совместной, игровой, самостоятельной и индивидуальной деятельности.
Цель математического развития дошкольников
Всестороннее развитие личности ребенка.
Формирование элементарных математических представлений
Подготовка к успешному обучению в школе.
Принципы обучения математике
Наглядность
Систематичность и последовательность
Повторяемость
Научность
Доступность
Связь с жизнью
Развивающее обучение
Индивидуальный и дифференцированный подход
Методы, используемые на занятиях по ФЭМП
Словесный
Наглядный
Слуховой
Практический
Игровой
Словесный метод в основном заключается в вопросах к детям, т. е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.
Требования к речи воспитателя:
эмоциональная;
грамотная;
доступная;
четкая;
достаточно громкая;
приветливая;
в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе…
Требования к речи детей:
грамотная;
понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;
с нужными математическими терминами;
достаточно громкая…
Требования к вопросам воспитателя:
точность, конкретность, лаконизм;
логическая последовательность;
разнообразие формулировок;
избегать подсказывающих вопросов;
давать детям время на обдумывание…
От чего зависит характер постановки вопроса? (от возраста и от содержания конкретной задачи).
— в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
— в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?
Требования к ответам детей:
краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
самостоятельные и осознанные;
точные, ясные;
достаточно громкие;
грамматически правильные…
я считаю это главное для того что бы разобраться в этой теме и правильно преподнести воспитанникам
Наш детский сад работает по программе “От рождения до школы”. Формирование элементарных математических представлений входит в область. “Познание”.
Положительным моментом является и то, что задания сгруппированы по разделам:
Количество и счет.
Величина.
Ориентировка в пространстве.
Ориентировка во времени.
В данной программе все хорошо описано, что помогает в изучении и внедрении темы.
Математическое развитие детей в детском саду осуществляется строго по ФГОС соответственно возрастным особенностям детей.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников использую следующие инновационные методы и приемы:
- занимательный математический материал;
- развлечения: загадки, задачи-шутки, стихи, веселый счет, считалочки,
- математические (логические) игры, задачи, развлечения: чудо кубики, рамки вкладыши, лото, пазлы, кубики с картинками, конструкторы, мозаики.
- графические игры: лабиринты, графические таблицы, игры с геометрическими фигурами.
Интеллектуальный труд очень нелёгок и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, свою работу я строю по принципу, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации детской деятельности – игра.
Начиная работу во второй младшей группе и продолжая в подготовительной, закладываю основу математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко использую игровые приёмы и дидактические игры, наглядные пособия.
Использую игры и задания, позволяющие детям сменить позу, подвигаться. Забочусь о прочном усвоении детьми знаний, самостоятельности, умения делать простейшие обобщения. Учу детей кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы.
Я пользуюсь в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: применяю сюрпризные моменты, ввожу игровые образы, создаю игровые ситуации. Упражнения, с дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.
Использование художественного слова: позволяет лучше усваивать материал. Когда занимательный материал доступен ребёнку, то у него складывается положительное отношение к математике, стимулируется мыслительная деятельность.
Используя различный занимательный материал по ФЭМП, я убедилась, что дети лучше усваивают программное содержание, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы.
Мне очень интересно проводить занятия с детьми, проходить вместе с ними все этапы, радоваться их успехам, помогать им и направлять.
Мы с детками изучаем каждую программную задачу на протяжении нескольких занятий и постоянно возвращаемся к пройденному материалу. Так обеспечивается хорошее усвоение материала.
Стараюсь хвалить ребят за правильные действия и ответы, как в ходе, так и в конце непосредственно образовательной деятельности. Наглядность активизирует детей. Стараюсь учить детей находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Использую словесные игры, и игровые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению : - «Скажи наоборот», - «Кто быстрее назовёт?», «Кто быстрее найдёт?». Учу детей внимательно слушать товарища, не повторять, дать оценку товарищу, овладеть умением контролировать себя. В конце непосредственно образовательной деятельности побуждаю детей рассказывать о том, что узнали, чему научились. Это способствует развитию у детей самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и действия. Проведение физкультминутки повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях детей, развивает чувство ритма и формирует двигательные навыки.
В ходе непосредственно образовательной деятельности привлекаю к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирую у детей навыки учебной деятельности, развиваю способность оценивать и контролировать свои действия. Учебную ситуацию использую для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.
Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.
Я оцениваю результаты работы детей, формирую умение контролировать свои действия, сопоставлять то, что сделали, с тем, что надо было сделать. Стремлюсь подтолкнуть детей замечать неточности, ошибки, стремиться их исправить, при этом требую, чтобы ответы были точными, четкими, лаконичными.
В основном затруднений в работе с детьми я не чувствую, т. к. в основном мои детки справляются с поставленными задачами.
Знания, полученные детьми, на непосредственно образовательной деятельности стараюсь использовать в повседневной жизни.
Успешное обучение элементарным математическим представлениям зависит от предметно-развивающей среды. В группе создан центр математического развития. В него вошли все материалы, игрушки, раздаточный материал, счетный материал, геометрические фигуры, дидактический материал : развивающие и дидактические игры, приготовленные самими воспитателями. Развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. где находятся все материалы, игрушки, раздаточный материал, счетный материал, геометрические фигуры, дидактический материал : развивающие и дидактические игры, приготовленные самими воспитателями.
В уголке размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Обучение детей дошкольного возраста математике немыслимо без использования дидактических игр.
Много дидактических игр изготовлено своими руками «Верни в свой дом», «Подбери ключ к замку», «Геометрическое лото», «Диктант», «Собери правильно» и другие. Перед детьми ставлю вопросы, требующие поиска.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на непосредственно образовательной деятельности, и в свободное время помогает детям усвоить программный материал.
Всю работу в центре математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру. Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие.
Знания по математике закрепляем не только на занятиях по ФЭМП, но и на других видах образовательной деятельности. Так на занятиях по художественному творчеству дети изображают предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру («Фрукты», на лепке дети лепят большие и маленькие мячи, на аппликации из большого и маленького круга наклеивают цыплёнка.
Читая книги, мы различаем их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравниваем героев по росту. Называем героев сказки «Репка» начиная с деда и, наоборот, с мышки; объясняю, что один дед не смог вытянуть репку, а несколько персонажей - справились. Ориентируемся в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала – потом».
Играя на прогулке, мы сравниваем камушки, веточки, деревья, листья. Я знакомлю детей с разными понятиями, например «далеко-близко».
Так же считаем ведерки и совочки: ведерок столько - же сколько и совочков, полное - пустое. Гуляя находим длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты.
Я сделала для себя вывод, что с детьми необходимо провести обширную работу по усвоению пространственных понятий. Пространственное представление у детей я развиваю, используя повседневную жизнь, режимные моменты: при умывании, одевании, приеме пищи, во время утренней гимнастики, дидактические игры и игровые упражнения, так же подвижные игры. Основной материал я даю детям на занятиях всех видов, так же большое внимание уделяю индивидуальной работе.
В самостоятельной игре ребенок манипулирует предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомиться с их внутренним устройством. Я создала благоприятные условия для разворачивания этой игры, так как именно в ней развивается интеллект малыша. Я создала в группе такую психологическую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал, что я принимаю и люблю его таким какой он есть, чтобы малыш мог свободно проявить свои желания и интересы: обеспечила разнообразие и изменчивость предметной среды, окружающей детей, включая в неё не только игрушки, но и различные предметы обихода взрослых, которые интересно использовать; предоставляю каждому ребенку возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению (в том числе разбирать их на части и заглядывать внутрь, постоянно использую в речи слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество. Постоянно обращаю внимание на признаки предметов.
Играя в строительные игры с детьми, я развиваю умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие.
За время работы по математике с детьми второй младшей группы думаю, достигла неплохих результатов. На мой взгляд, воспитатель выполняет главную роль во всестороннем развитии ребенка. От воспитателя зависит многое. Чем больше он будет уделять ребенку внимания, тем более развитым будет ребенок. Стремлюсь дать детям знания, эмоционально излагаю новый материал, и с уверенностью могу сказать, что успех будет достигнут.
Считаю важным вдохновить ребенка, укрепить и развить познавательные интересы дошкольников, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Стараюсь воспитательно-образовательный процесс сделать богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными.
Я всегда в тесной связи с родителями. Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями : беседы, консультации, папки-передвижки, оформление информационных уголков, рекомендации методической литературы.
Рассказываю, как построить домашний режим ребёнка, знакомлю родителей с содержанием и организацией некоторых дидактических игр. Для проведения дидактических игр в семье можно использовать различные предметы повседневного обихода: одежду, природный материал, мелкие игрушки.
Родители принимают участие в оформлении и пополнении математического уголка в группе, помогают мне в изготовлении дидактических игр по теме. Таким образом, игровая деятельность детей стала активным средством воспитания и развития не только в детском саду, но и в семье.
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.