МААМ-картинки

Развитие логического мышления воспитанников дошкольного учреждения

Наталья Нижевясова
Развитие логического мышления воспитанников дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мышления происходит при условии овладения ребенком тремя основными формами мышления : наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное мышление развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. А основная форма мышления дошкольника – наглядно-образная. И это надо учитывать при организации занятий: именно в ходе игр ребенок должен научиться выделять существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом, а также соотношение их частей. Лишь к концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать умозаключение.

Публикация «Развитие логического мышления воспитанников дошкольного учреждения» размещена в разделах

Практически во всех играх дети встречаются с игровыми действиями, в которых активно участвуют речь и мышление. Эти два важнейших психологических процесса неразрывно связаны друг с другом. Ребенка ожидает сложная и многоплановая жизнь. Поэтому главное для ребенка – быть активным, любознательным, иметь развитые мышление и речь.

Логическое мышление развивается у дошкольников практически на всех занятиях.

I.

Математика

На уроке математики знакомим детей с уникальными по своим возможностям дидактическими материалами – логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, а также с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с этими материалами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети осваивают умения выявлять в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину). Затем - умения классифицировать по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине, несколько позже - по трем свойствам (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине и т. д., и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д.

На своих занятиях использовали игры и упражнения: «Найди клад», «Угадай-ка», «Найди пару».

Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также самостоятельно. С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше - меньше», «больше – меньше на…», научить делить целое на части и измерять объекты, показать их некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять в запоминании чисел из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, усвоения таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче» и т. д. Палочки можно предлагать детям с трех лет.

Занятия с цветными палочками: «Построим матрешке домик», «Поезда» и т. д.

Также в подготовительной группе решаем игровые занимательные задачи, примеры, головоломки (З. А. Михайлова – «Игровые занимательные задачи для дошкольников»).

Математические загадки:

«Два конца, два кольца, а посередине гвоздик», «Четыре братца под одной крышей живут», «Пять братцев в одном домике живут».

Задачи – шутки: «Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?», «Сколько концов у палочки?».

II.

Познавательные занятия

На занятиях по экологии проводим словесные и дидактические игры, где детям необходимо логически мыслить. Изучая диких и домашних животных, разбирая их характерные особенности, дети подбирают слова антонимы. Например: «Если жираф выше тигра, значит, тигр (ниже жирафа)»; «Если слон тяжелее зебры, значит, зебра…» (Словесная игра «Концовки»). Или Словесная игра «Родственники» : «Елка - родственница ежа потому, что …»; «Клубок – родственник ежа потому, что …». Дети легко подбирают слова в этих играх.

Детская игра «Без чего не может быть?»

Собака – кость, конура, ошейник…

Лошадь – грива, овес, сбруя…

Изучая насекомых, играем в игры «Родственники», «Путаница» или «Что сначала, что потом?» (паутина – паук; пчела – мед; бабочка – куколка).

Большое внимание на познавательных занятиях уделяем изучению таких тем, как «Родина», «Армия», «Профессии». Например, такие игры: «Цепочка ассоциаций» (город – столица – Москва - Красная Площадь – Кремль). «Разные профессии» - подобрать к существительным соответствующие профессии (Самолетом правит (летчик); трактор водит (тракторист).

Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Публикации по теме:

Игры, развивающие мышление в раннем возрасте Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального.

Сенсорное воспитание детей младшей группы. Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, тоесть умение видеть, слушать, осязать, представлять. Сенсорные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления воспитанников дошкольного учреждения
Опубликовано: 8 января 2015 в 15:28
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления воспитанников дошкольного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Нижевясова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД