Анна Осколкова
Опыт работы «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Есть у него шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что видит он вокруг,-
Всё знает он от них.
Они по знаку,по его
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Вы меня спросите: «Вы про кого?»
Конечно, про воспитанника, про моего.
В моей маленькой, маленькой стране
Таких почемучек хватает вполне.
Публикация «Опыт работы „Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах
Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
2. Актуальность темы
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка – это проба осуществить что-либо каким - либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи, и даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идёт развитие психических процессов – обогащение, память, речь, активизация мышления, умственных умений. Так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций.
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» (Н. Н. Поддьяков), а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
3. Цели и задачи проведения работы по организации детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития.
Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
4. Опыт работы (описание из личного опыта)
Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводилось в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигалась мной, воспитателем. Она должна быть очень ясно и чётко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
В группах младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть образовательной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Мной было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.
Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов (Приложение 1).
Свою работу я начала с экспериментов с водой. С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой. Также мы рассмотрели такие темы, как «Песок», «Снег», «Лёд», «Воздух», «Камни», «Бумага» (Приложение 2). Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
Не мало важную роль играет работа с родителями. Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребёнка. В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной мной теме. Заранее подготовила памятки для родителей, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребёнка о предметах и явлениях окружающего мира. Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок. В консультативном уголке для родителей я размещала различную информацию по данной теме: консультации, памятки, буклеты, проводила индивидуальные беседы. (Приложение 3). Родители, периодически, делятся своими впечатлениями о тех опытах, которые они проводят дома совместно с детьми.
5. Заключение
Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни детей.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. В конце учебного года хорошо видно, что дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Всё это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений. Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.