Хилова Ирина Ивановна
Опыт работы «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческой способности. Каждый дошкольник маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагога. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу индивидуальных особенностей, поэтому я стараюсь дать каждому ребёнку возможность самостоятельно проявить себя. Одним из видов творческой деятельности детей дошкольного возраста является аппликация.
Публикация «Опыт работы „Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Опыт работы, практика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Аппликация – от латинского прикладывание, один из видов художественной деятельности основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале. Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, пластилин, солома, дерево, бисер, ткань. Техника работы с этими материалами предоставляет возможность творческого созидания, развития мышления, сотворчества между педагогом и ребёнком. Ребёнок усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии, совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путём анализа, допущенной ошибки (до того как приклеить изображение на бумагу). В ходе деятельности я стараюсь, чтобы каждый ребёнок имел возможность удовлетворить своё желание и склонность к аппликации, испробовать разные приёмы изображения.
картин, орнаментов и т. д.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и
наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
По мере освоения приемов вырезания средней, старшей и подготовительной к школе группе, дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения. Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребё нком становятся следующие задачи:
- вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);
- выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с
местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на
лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
- передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем - фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
- расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по
горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод);
- создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления;
- подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям.
Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится
стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
На своих занятиях также применяю декоративную аппликацию с ленточной и центрально - лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный в котором отдельный мотив повторяется через два - три элемента.
В центрально - лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете какой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и д. р.).
Для воспроизведения различных видов орнаментов дети учатся
равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять
основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, применяю наглядные приемы обучения или ограничиваюсь словесной инструкцией,
если воспитанникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания – симметричным. Заготовка квадрат или прямоугольник. Складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения. Силуэтным – доступна детям хорошо владеющими ножницами (можно по нарисованному или на глаз) Более сложными становятся предметные аппликации, с большим количеством деталей. Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев, соломки. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон. Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы.
Ленточная (гармошка) - широкий лист бумаги складывается гармошкой и вырезается. Очень хорош для передачи фактуры образа (пушистый медвежонок, цыплёнок, красивый цветок и т. д.) - способ обрыва бумаги, эта техника полезна для моторики, творческого мышления.
Накладная техника позволяет получить многоцветное изображение. Дети задумывают образ, накладываются и наклеиваются детали слоями так, чтобы каждая деталь была меньше по размеру предыдущей.
Аппликация из салфеток – очень интересный материал, который даёт широкие возможности для проявления творчества. Салфетки – простой и приятный на ощупь материал для поделок. Из бумажных салфеток дети мастерят цветы и разные объёмные изображения.
Аппликация из природного материала из засушенных растений, травы, листьев, соломы, крупы. Это интересно и полезно общение с природой. Самая любимая аппликация у детей (по моему наблюдению) это из листьев. Из разных по форме и цвету листьев может родиться любая картинка, которую задумали ребята.
Оригами – японск. - сложенная бумага, древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Использование листа бумаги без клея и ножниц. Дети учатся создавать объёмные изображения, знакомятся с качеством и
свойствами бумаги. Оригами – увлекательное занятие для ребят самого разного возраста, стимулирует и развивает память. Чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.
Расскажу немного о технике квиллинг. Перевод с английского – птичье перо. Это удивительная техника, при помощи которой можно получить различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку». Это художественная техника, полученная из полос цветной бумаги, накрученной на тонкую палочку или зубочистку, склеиваются в виде разнообразных фигурок, узоров. Занятие квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д. но и большие возможности реализовать свои творческие возможности.
Работа с тканью. Дети учатся вдевать нитку в иголку, завязывать узелок и шить простейшие изделия (фартучек для куколки, мешочек) швом «вперёд иголка». Ребята выполняют аппликацию, используя кусочки ткани, разнообразной формы и фактуры.
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать
содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
В каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации я использую специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка). Бумагу для фона чаще всего используем плотную, подбираем тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию.
Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.
Для работы каждому ребенку даю ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину примерно 120 мм. При пользовании ножницами учу детей соблюдать осторожность:
не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место. Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т. д. На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и др.) ее качественными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь, плотной или рыхлой (на разрыв, промокаемой или водонепроницаемой. Так, например дети изображают пушистых цыплят, зайчат, мохнатых медвежат, мягкие венчики одуванчиков, почек вербы и т. д., используя при этом мягкую, податливую для обработки салфеточную, гофрированную бумагу, некоторые сорта оберточной бумаги.
При подборе бумаги для аппликаций, выполняемых приемами
симметричного вырезания, большое значение имеет такое свойство бумаги, как эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины, что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным исправление ошибок и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности результатом своей деятельности. Поэтому подбираю бумагу, хорошо поддающуюся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а после вырезания сгибы разглаживались.
В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности.
Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего - обогащает его представления о мире. Именно поэтому психологи выступают против традиционных методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляет развитие личности.
В поисках новых методов и технологий я открыла для себя новые подходы в работе с детьми по изобразительной деятельности. С их помощью я открыла для себя новые подходы в работе с детьми по изобразительной деятельности, основанные на новых целях, которые стоят перед педагогом.
Их кратко можно сформулировать следующим образом.
- Приобщить детей к наблюдению за действительностью.
- Развивать важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца-художника.
-Формировать наблюдательность и внимательность.
-Предоставить свободу в отражении доступными для ребёнка
художественными средствами – своего видения мира.
В своей работе с детьми я использую музыкальные и поэтические образы и вижу, как возрастает художественно-творческая активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто именно предварительная беседа становится главной отправной точкой в рождении художественного образа.
Стремясь развить ребёнка, как творческую личность я стараюсь привить детям любовь к искусству. Подвожу детей к пониманию того, то красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы. На занятиях, я учу детей понимать язык художников, знакомлю с терминами, понятиями, учу понимать их смысл. Я знакомлю детей с видами и жанрами изобразительного искусства, различными техниками и материалами, которые используют художники при создании своих произведений.
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В этой программе ставятся задачи, решение которых позволяет:
- сформировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям художественных произведений;
- научить детей соотносить увиденное с собственным опытом;
- дать представления о видах и жанрах изобразительного искусства;
- развить умения и навыки изобразительной деятельности;
- учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с красками;
- знакомить с видами искусства: архитектурой, скульптурой, дизайном, народными промыслами, декоративным изображением;
- знакомить с различными стилями разных художников, графиков, скульпторов.
Эти задачи я решаю не только в процессе занятий, но и через совместную деятельность с детьми. Свободную деятельность я подбираю так, чтобы дети, осваивая бумагу, краски, нетрадиционные техники, развивали и закрепляли изобразительные умения и навыки, полученные в ОД. Планирую занятия-беседы, на которых дети знакомятся с жизнью и творчеством художников.
В групповой комнате мы оформили полочки красоты, на которых появляются работы выполненные детьми самостоятельно, совместно со мной или родителями. Для того чтобы все могли оценить и полюбоваться работами детей, я изготовила стенд и оформила выставку детских работ. В каждой группе есть уголок творчества, который включает в себя всё необходимое для самостоятельной деятельности: краски, кисти, карандаши, фломастеры, наборы цветной бумаги, дидактические игры, технические средства для работы в нетрадиционной технике и т. д.
В старшем дошкольном возрасте более явно, чем прежде, проявляются стремления работать в определённой технике и определёнными изобрази-тельными средствами. Поэтому я стараюсь дать как можно больше свободы в их выборе. Образец детям не предлагаю, потому, что он влечет за собой механический повтор. Я лишь демонстрирую наброски не предавая им законченного вида. По возможности, я стараюсь не ограничивать детей временем выполнения работы. Если ребенок не успел выполнить её за одно занятие, предлагаю ему закончить работу позже; дети, привыкая к такому режиму, не торопятся завершить её в любом случае, а продуманно работают над образом, вдохновляясь иногда новыми замыслами.
Мой опыт работы свидетельствует также, что коллективная
художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения. Я считаю, что эффективности установления межличностного общения детей со сверстниками, в процессе коллективной творческой деятельности будут способствовать :
- желание вступать в контакт с другими людьми (детьми, воспитателями) в ходе создания коллективной работы;
- умение общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовывать общение);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с другими участниками творческого процесса.
Прежде чем предложить детям коллективную работу, я её тщательно продумываю, согласуя все этапы.
Я считаю, что художественная деятельность ребёнка, станет ещё более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать её
положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.
К работе я активно привлекаю родителей: они должны быть помощниками своим детям.
1. Ребёнок должен иметь максимальную свободу, для проявления
инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
2. У ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах,
фломастерах, красках и бумаге.
3. Сюжет работы не должен подвергаться критике.
4. Работы, отобранные самим ребёнком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте и попросить ребёнка прокомментировать их.
5. Нужно предлагать рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить, и говорить с ним обо всём, что он любит рисовать.
Важно, чтобы родители поняли: через изобразительную деятельность ребёнок самовыражается как личность.
Чтобы расширить кругозор родителей, оформляю папки – передвижки,
папки – раскладушки, где они знакомятся с методическими рекомендациями, получают педагогические советы, консультации.
Каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. Мы принимаем всех детей так, как будто они – потенциальные художники. В этих условиях наиболее одарённые дети скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения художественных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.