Валентина Борисова
Опыт работы по теме «Правила движения — для всех без исключения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное
общеобразовательное учреждение
Детский сад №2 комбинированного вида
ПО ТЕМЕ :
«Правила движения – для всех без исключения!»
АДРЕС ОПЫТА РАБОТЫ
БОРИСОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ОЛЕГОВНЫ
Тема опыта :
«Правила движения – для всех без исключения»
Цель:
Публикация «Опыт работы по теме „Правила движения — для всех без исключения“» размещена в разделах
Предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма, посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи:
1. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей группы;
2. Наладить партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей;
3. Создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.
4. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
5. Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах
6. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Введение.
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий. В тесном сотрудничестве с родителями.
Часть 1. Теоретический анализ основных условий и причин возникновения ДТП с дошкольниками.
1. 1Условия:
Самостоятельное (без взрослых) нахождение на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей. Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых, попадают в ДТП по причине того, что они не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве и не осознают опасности транспортных средств.
Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без присмотра дошкольников, детских колясок с грудными детьми на тротуаре, проезжей части, возле магазинов и т. д.)
Переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте и другие нарушения правил дорожного движения
1. 2Причины:
Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, т. е. вне пешеходного перехода. Это самая распространённая причина наездов на детей – пешеходов, которые переходят дорогу, не понимая опасности движущегося транспорта. Подавляющее большинство несчастных случаев с дошкольниками возникает в так называемых обманчивых ситуациях, когда им кажется, что опасности нет и они успеют перейти дорогу вне пешеходного перехода. Однако в силу возрастных и психофизиологических особенностей дети не могут этого сделать. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель видит его и успеет остановиться. Однако водитель может не увидеть ребёнка из-за маленького роста, либо не может остановить транспортное средство, которое при торможении продолжает двигаться по инерции, совершая наезд. Несчастные случаи происходят и по вине водителей, когда они не снижают скорость, видя бегущего ребёнка, и воспринимают его как «маленького взрослого», не понимая возрастных и психофизиологических особенностей его поведения на дороге.
Неподчинение сигналам светофора. Дошкольники переходят дорогу, не придавая значения сигналам светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости. Кроме того, дошкольники медленно реагируют на смену сигналов светофора. Не понимают значения мигающего зелёного сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зелёный мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.
Движение детей по проезжей части при наличии тротуара. Дошкольники, увлёкшись разговорами, увидев на улице что-то интересное, могут, не думая об опасности, неожиданно оказаться на проезжей части или идти по ней вместо тротуара.
Незнание правил перехода перекрёстка. Дошкольники не понимают, на какие светофоры следует смотреть. Часто не идут по пешеходному переходу, а перебегают дорогу по диагонали. Дошкольники не знают, что транспортные средства могут делать повороты на перекрёстках на зелёный сигнал светофора, который горит для пешеходов.
Игры детей на проезжей части. В силу возрастных особенностей дошкольники не всегда понимают опасность игр вблизи проезжей части или на ней. Они увлекаются игрой, которая для них гораздо важнее приближающегося транспорта.
Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств. Дошкольники не знают правил движения по проезжей части, в местах, где нет тротуара или обочины. В результате они идут, как им удобно.
Езда на велосипедах, роликах и других самокатных средствах по проезжей части дороги. Дошкольники катаются на велосипедах, роликах, самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть.
Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали. Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, дошкольники бегут по диагонали, смотрят при этом только вперёд, не замечая приближающегося транспорта.
Таким образом, анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей дошкольного возраста, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые сопровождающие детей, которые не достаточно бдительны (не держат детей за руку или сами нарушают правила движения, а так же сами дети, в основном из-за возрастных и психофизических особенностей. Психофизиологическая система дошкольника находится в состоянии становления и ещё не достигла своего полного развития. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.
На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием дошкольников, должна быть построена профилактическая работа, воспитание и обучение дошкольников. Чувство опасности дороги и транспорта (но не страха перед ними, предвидение скрытой опасности могут быть привиты ребёнку путём организации в ДОУ специальной образовательной деятельности построенной на основе современных образовательных технологий, таких как проектная деятельность. Для того, чтобы помочь ребенку овладеть знаниями по ПДД, необходимо выявить уровень знаний детей по данной теме. С этой целью я провела мониторинг.
Часть 2. Педагогический подход к обучению детей правилам дорожного движения.
2.1 Трудности, встречающиеся у детей ДОУ при знакомстве с правилами дорожного движения.
Я, Борисова Валентина Олеговна, работаю воспитателем в МКДОУ Детский сад №2 и знаю, что проводимые мероприятия по ПДД часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задачи обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На мой взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоционально- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
Зная о выше сказанных трудностях, которые встречаются у наших детей, решила взять тему: «Правила движения – для всех без исключения», так как считаю, что работая по данной теме смогу помочь организовать на практике систему деятельности родителей и воспитанников ДОУ по обучению основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
2.2 «Человек и колесо»
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т. е. охрану их жизни и здоровья.
Лозунг «Берегите ребёнка», под которым Екатерина II в 1764 г. издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребёнка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций страны, особенно для воспитателей и учителей общеобразовательных учреждений.
Закон РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый в 10.12.95 г., закрепил основные принципы и необходимую сферу регламентации безопасности дорожного движения, определили права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрел основные требования по подготовке водителей.
«Положение об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах» включается в соответствующие государственные стандарты (Приказ Министерства образования и науки России № 655 от 23.11. 2009 года «0б утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и приложение к нему «Федеральные государственные требования к структуре образовательной программы»).
2.3 Актуальность и новизна.
Актуальность выбранной мной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Новизна: система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.
2.4 Условия для реализации детского потенциала.
Для всестороннего развития ребенка, необходимо создать определенные условия реализации детского потенциала.
В младших группах мы знакомим детей с цветами светофора, с такими понятиями, как «улица», «дорога», с работой водителя.
В средней группе совершенствуем ориентировку в окружающем пространстве, в прилегающей к детскому саду местности. Знакомим с различными видами транспорта, их особенностями. Расширяем знания об улице, дороге, перекрестке.
В старшей группе знакомим с правилами для пассажиров, работой светофора, движением транспорта. Подводим к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения, пониманию правил для пешеходов.
В подготовительной группе происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться :
-макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
-набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», -знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
-дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
-Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит должны быть схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
Составила рабочую программу «Светофорик» по знакомству детей с правилами дорожного движения. При составлении плана опиралась на программу М. А. Васильевой, Даниловой Т. И. Программа «Светофор», обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
На играх – занятиях учила раскрывать свои потенциальные возможности, осознавать необходимость работы над данной темой.
С учетом педагогической диагностики я наметила дополнительные задачи и систематизировала необходимые сведения о детях. По результатам диагностики прослеживается стойкая положительная динамика» к концу учебного года. Дети подготовительной группы имеют следующие показатели: 89% - детей имеющих высокий уровень; 11% - средний; 0%- низкий.
2.5 Использование инновационных технологий.
В своей работе я использую новые технологии. Всем известно, что максимальный эффект в реализации ребенка-дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение производится в форме игр, чтения сказок, их сочинении, изготовлении кукол и разыгрывании с их помощью сказочных сюжетов, рисовании. Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной сказкотерапии, игротерапии, куклотерапии. Сказко -; кукло -; игро -; арттерапия – это лечение ребенка, оказание ему помощи разными видами.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, а особая реальность мира чувств.
Любая сказка ориентирована на социально – педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит.
Гораздо ближе детскому пониманию сказки, сочиненные и импровизируемые ими самими. Такие сказки будут неизбежно нескладными и менее литературными, чем готовые произведения, написанные писателями - сказочниками, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества. Детские сказки трогают сокровенные струны нашей души, учат любить этот мир, принимать и улучшать его.
В своей работе использую сказкотерапию и стихотерапию, в которой всегда добро побеждает зло. Родители вместе с детьми придумали и нарисовали сказки и стихи (сделали презентации по данной теме).
Мы вместе с детьми слепили дорожные знаки из соленого теста. В процессе работы не только развивали мелкую моторику, но и закрепляли знания о дорожных знаках, цветах светофора.
Работая по программе «Светофорик» использую здоровье сберегающие технологии. Артикуляционные гимнастики помогли детям научиться правильно дышать. Подвижные игры по данной тематике развивают двигательную активность. Дети стали меньше болеть, что видно из статистики составленной медицинской сестрой нашего детского сада за прошедший год.
2.6 Партнерство детского сада с сотрудниками ГИБДД
Дети нашего детского сада, а также дети нашей группы принимали активное участие в акции «Соблюдение ПДД – залог безопасности!»
При участии работников полиции ребята дарили свои рисунки проезжающим водителям и призывали их не нарушать правила дорожного движения.
А также наши дети участвовали в велопробеге под девизом «Будь осторожен водитель – ты еще и родитель».
2.7 Работа с педагогическим коллективом.
На педсовете я познакомила коллег с опытом моей работы. Убедилась, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в работе то, что я смогла заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Материал опыта работы может быть использован в других ДОУ, а также в начальных классах школы.
Часть 3. Нетрадиционные формы работы с родителями.
3.1 Девиз работы с родителями «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему».
Я начала эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовали анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 85% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 74% родителей сами регулярно нарушают эти правила.
Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Хотя далеко не все родители представляют чему учить ребенка в определенном возрасте.
Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике.
В подготовительной группе я предложила родителям вместе с детьми нарисовать схему – рисунок от дома до детского сада. Родители приняли активное участие и на следующий день дети рассказывали по каким улицам они передвигаются (закрепили названия улиц села Красногвардейского и свой домашний адрес). Дети любят своё село и с удовольствием о нём рассказывают.
Родителей так захватила работа по ПДД, что семья Тутовых и Малыхиных составили буклеты по теме, в которых собрали интересный материал: загадки, пословицы, стихи по ПДД.
С помощью родителей был собран богатейший материал: загадки, стихи, сказки, пословицы и считалочки по ПДД.
Прошла в группе акция «Лозунг по ПДД». Вся боль, любовь и забота о детях была выражена в лозунгах, которые сочинили родители вместе с детьми.
Мама Насти Беловой Людмила Михайловна связала костюм светофора, который дети могут использовать в играх (фото костюма «светофор»; демонстрирует Настя Белова).
Семья Игната Пыжова подарила в группу набор иллюстраций «Светофор», дети с удовольствием рассматривают и составляют рассказа по ним.
Было проведено развлечение «Звездный час», где дети вместе с родителями соревновались в знаниях по ПДД. Самые радостные восторги переполняли обе команды, когда победой стала дружба.
Во время развлечения была представлена инсценировка по пропаганде автомобильных детских кресел. В конце праздника всем раздали памятки «Лучше любой игрушки – детское автокресло».
Заключение.
Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни, а главное ставили перед собой задачи, находили пути их решения и воплощали свои задумки в жизнь.
Были объединены усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерно и активно распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей.
Разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего возраста, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге, в общественном транспорте. Во время работы данного опыта были разработаны сценарии «Правила движения – для всех без исключения!», игра с родителями «Звездный час». Оборудовали уголок для родителей «Внимание! Дети!», в котором отражалась работа по ПДД в группе, консультации для родителей и другой материал по данной теме.
Предложенный опыт работы – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Считаю, что это направление работы должно всегда находиться на первом месте в воспитании подрастающего поколения, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Список литературы.
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.
3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.
4. Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. - М., 2004.
5. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
6. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
7. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
8. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
9. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. - М., 2006.
10. Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М., 2000.
11. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
12. Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. - М. : ОО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
13. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3.
14. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
15. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
16. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М. : Центр педагогического образования, 2007.