Любовь Паштанова
Опыт работы по развитию речевого творчества через приобщение дошкольника к миру художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Свою педагогическую деятельность осуществляю в разновозрастной дошкольной группе при МОУ Славкинская СОШ, которую посещают 30 детей.
Актуальность избранной мной темы на современном этапе:
- За последние несколько прошедших лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. Сегодня все традиционные ценности поколеблены, нравственные идеалы преданы забвению, школа стоит на пороге так называемой сексуальной революции, грозящей ей уничтожением. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.
Публикация «Опыт работы по развитию речевого творчества через приобщение дошкольника к миру художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
- Мне бы хотелось видеть своих воспитанников истинными россиянами, впитавшими с детства красоту и богатство русской культуры во всем ее многообразии. А решить эти проблемы без приобщения детей к миру художественной литературы является невозможным. Лишь только мудрость книг сохранила те вековые традиции, те нравственные ценности, которых так не хватает нашим воспитанникам. Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Актуальным признаком художественной литературы является комплексность воздействия художественного произведения на психологическую, интеллектуальную и эмоционально – чувственную сферу личности.
- Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи. Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.
- Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.
- Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.
- Не читающие дети не приучают к чтению своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.
Мир чтения помогает взрослому насытить и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней.
В своей деятельности я опиралась на труды Гурович Л. М., Береговой Л. Б., Логиновой В. И., Пирадовой В. И. («Ребенок и книга», Фесюковой Л. Б. («От трех до семи», Гриценко З. А. («Пришли мне чтения доброго», Евстегнеевой Т. Д. («Тренинг по сказкотерапии»).
Основной идеей моей работы является формирование у детей любви к художественной литературе, развитию речевого творчества.
Мною были определены основные принципы, работы:
1. Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи могут быть достигнуты только тогда, когда цели общества или социальный заказ преобразуются в педагогические категории. Все организационные, методические и содержательные основы исследовательской деятельности строятся на платформе государственной политики в области дошкольного образования.
2. Принцип систематичности и последовательности. Я имею в виду строгое логичное приобщение дошкольников к миру художественной литературы, последовательное овладение ими знаниями, умениями, навыками, применение их на практике. Данный принцип предполагает развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности, фантазии, активизации речи.
3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
4. Принцип наглядности обучения. Я тщательно продумываю дидактические цели использования наглядности:
- методику показа;
- количество наглядности и последовательность демонстрации;
- сочетание определенных видов наглядности;
- включение детей в анализ художественных произведений.
5. Принцип интегрированного подхода. Я использую различные формы и методы на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром, изобразительной деятельности, развитию речи.
6. Принцип нравственного воспитания. Я стараюсь правильно сформировать у детей правильное отношение к поступкам героев художественных произведений, обращая внимание на воспитание чувств патриотизма, гражданственности, гуманности, интеллигентности:
формирую навыки культурного поведения, дисциплинированности; развиваю познавательные и творческие способности.
7. Принцип прочности. Я стремлюсь эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и четко повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки и применять их на практике, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в процессе каждого занятия и во всех видах деятельности.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической деятельности.
Особое внимание в своей деятельности уделяю развитию творческих способностей у детей.
Для решения таких проблем я широко использую в своей работе дидактические игры по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Детям очень нравятся такие игры: «Доскажи словечко», «Придумай рифму», «Сочини сказку», «Сказка наоборот», «Допиши сказку».
В процессе этих игр у детей активно используется литературный опыт в их творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок и загадок.
Чтобы создать более теплую атмосферу в группе и задать доброе настроение на целый день я начинаю каждое утро со стихов «Минуты вхождения в день». Говорю детям: «Дети, подойдите ко мне, пожалуйста, я хочу вас всех видеть. Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие и сильные, а у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки за то, что они - помощники, умеют рисовать, чертить, писать и т. д., они могут все: и обнять друг друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол».
Читаю стихотворение:
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу Вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
Далее говорю: «Возьмите за руки друг друга, того, кто стоит рядом с вами, и ощутите тепло рук своих друзей. Желаю Вам удачи в сегодняшнем дне». Таким образом, я поднимаю настроение у моих воспитанников, ведь именно оно активизирует мыслительные процессы, мобилизует силы организма для восприятия любой информации. Я заметила, что, начиная день со стихов, дети стали добрее не только друг к другу, но и ко всему, что их окружает, к птицам, животным, насекомым.
Развивая речевое творчество через приобщение дошкольников к миру художественной литературы, я использовала следующие формы работы:
- «Минуты вхождения в день».
- Слушание сказок по грамзаписи и на дисках.
- Литературные викторины.
- Путешествие в «Сообразилию».
- Игры с текстом.
- Подвижные игры с текстом, хороводные игры с текстом.
- Литературные утренники.
- Работа в уголке книги (выставки книг).
- Сочинение стихов и придумывание загадок.
- Сочинение сказок: коллективных, индивидуальных.
- Обыгрывание потешек.
- Чтение литературных произведений.
- Драматизация литературных произведений.
- Дидактические игры по материалам художественных произведений.
- Занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
При чтении художественных произведений детям я использую следующие методические приемы:
- Выразительное чтение.
- Выборочное чтение.
- Повторное чтение.
- Показ иллюстраций.
- Драматизация отрывков.
- Рассказывание по ролям.
Свои занятия я разделила на четыре основных вида: тематические, теоретические, аналитические и творческие.
В каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой выделила три части:
- Вводная часть;
- Ознакомление с текстом (выразительное чтение);
- Беседа о прочитанном (словарная работа, показ иллюстраций).
Читаю детям ежедневно, использую чтение с «продолжением», т. е. произведения большие по содержанию. Ребятам старшего дошкольного возраста - не менее 30 минут в день, а ребятам младшего дошкольного возраста - не менее 15 минут в день. Выбор литературных произведений для чтения вне занятий приходится определять самой. С одной стороны такой подход проще, а с другой - гораздо сложнее и ответственнее. Известная пословица гласит: «Иная книга ума прибавит, а иная и последний отшибет». Читать плохую литературу еще хуже, чем не читать вовсе. Прежде всего, я подобрала литературу для каждой возрастной группы.
Особое внимание уделяю работе с родителями.
Я использую такие формы, как: беседы, лекции, выставки детских работ, домашних книг из семейной библиотеки, консультации, информации. Из них родители узнают домашние задания и то, что было прочитано детям за день, неделю, месяц, полугодие, год. Вначале провела анкетирование. Из данных анализа узнала, что родители мало читают детям, и не осознают роли художественной литературы в развитии речевого творчества. В связи с этим я провела консультации для родителей: «Детский сад и семья», «Что следует читать детям?», «Выбор книг для детей», на которых сообщила родителям о том, что только единство детского сада и семьи способствует развитию речевого творчества у дошкольников.
Систематическое и целенаправленное обращение к художественной литературе способствовало формированию книжной культуры у детей, развитию речевого творчества. Детские книги – необходимые «советчики» во всем многообразном и сложном процессе воспитания и обучения дошкольников. Книга не только развивает, учит и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные, творческие начала, она помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность, внутренний смысл.
Очень радует, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса по приобщению ребенка к книге, развитию речевого творчества.
Мои воспитанники научились составлять простые, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически строить фразы, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе.
Итоги наблюдений, позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Дети, проявляют фантазию, творчество, стали сочинять стихи, рассказы, сказки.
Важно, чтобы и в дальнейшем у моих воспитанников не потерялись в будущей взрослой жизни детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека, таким, каков он есть, чтобы детство было ярким началом жизненного пути.