Елена Ф
Опыт работы по программе «Мой регион»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по региональной программе
«ВСЕ ПРО ТО, КАК МЫ ЖИВЕМ»
«Мой регион»
Всё чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Духовно нравственное воспитание стало опять занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Опыт работы по программе „Мой регион“» размещена в разделах
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Такие чувства не могут возникнуть сразу. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту.
Одним из направлений духовно нравственного воспитания является региональная программа : «Всё про то, как мы живём», которая направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей. Основополагающим направлением образовательной работы по продуктивной социализации детей дошкольного возраста выступает приобщение их к социальной действительности в процессе ознакомления с родным краем. Она развивает у детей представления об истории развития края, знакомит детей с предметами быта, кубанской одеждой, посудой, используемой в быту казаков. Даёт представление о первых средствах передвижения жителей Кубани. Знакомит детей с народными играми, рассказами, напевными, красивыми кубанскими песнями. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину - значит знать ее, изучать её и конечно бережно относиться к её истории, истокам. Также эта программа знакомит детей с людьми, другого цвета кожи, другой национальности или народности проживающими за пределами нашего края, нашей большой страны. Даёт первоначальное представление о семье, детском саде. Знакомит с литературными произведениями, обычаями, культурой разных народов.
Программа включает шесть блоков, которая рассчитана на год
1. Блок: «Мой детский сад» (младший - старший дошкольный возраст)
2. Блок: «Я и моя семья» (младший - старший дошкольный возраст)
3. Блок: «Моя улица/микрорайон» (средний – старший дошкольный возраст)
4. Блок: «Мой город» (младший - старший дошкольный возраст)
5. Блок: «Мой край» (средний – старший дошкольный возраст)
6. Блок: «Моя страна» (средний – старший дошкольный возраст)
Всю эту работу можно проводить в различных формах деятельности: занятия, экскурсии, игры, беседы, праздники. Как итоговое мероприятие. можно провести фольклорный праздник.
По этой программе я работаю уже третий год. Начав в подготовительной к школе группе, продолжив, в младшей и сейчас продолжаю работать в средней группе. На основе этой региональной программы я разрабатываю свой план работы с детьми на год, с которым обязательно знакомлю родителей на первом родительском собрании. Так как реализация программы предполагает тесное сотрудничество с ними. Работа проводится ежемесячно.
В подготовительной группе мы работали с детьми по всем шести направлениям, это четвёртый уровень сложности.
1. Блок: «Детский сад»
Я выбрала темы:
1. Беседа – размышление: «Моя группа – моя гордость». Я взяла на себя роль новенькой, а детям предложила стать экскурсоводами, которые должны были мне рассказать про свою группу. Экскурсия прошла по всем помещениям, дети с удовольствием рассказали про свою группу, показывали свои любимые игрушки, книги, было очень интересно. Я предложила детям дома нарисовать эмблему своей группы.
2. Экскурсия в соседнюю группу. «Как живут наши соседи».
Мы с детьми ходили на экскурсию в соседнюю старшую группу,
а потом в младшую группу. Ребята этих групп рассказали нам про то, чем они занимаются, в какие игры играют, показали свои игрушки. Дети заметили, что все группы разные, а раньше они думали, что в детском саду все группы одинаковые, такие же, как и наша группа.
2. Блок: «Я и моя семья»
Мы работали по следующим темам :
1. Образовательная ситуация: «Я человек». Которая предполагает развитие гендерных представлений. Дети называли своё имя, отчество, фамилию. Я рассказала детям, что означают их имена. Рассказала, для чего нужна фамилия. Совместно с родителями организовали фотовыставку с участием детей: «Смешные селфи».
2. «Почему люди разные?» Дети просмотрели презентацию и узнали, что на нашей планете много разных стран, где живут люди разного цвета кожи, разреза глаз, разных народностей и национальностей. Говорят они на своём языке не понятном для нас. После изученного материала мы с детьми сделали выставку рисунков: «Хоровод дружбы»
3. Игровое упражнение: «За что я себя могу похвалить?» Дети рассказывали о своих добрых делах, оценивали поступки, за которые их можно похвалить. Потом дети нарисовали свои автопортреты, мы организовали выставку для родителей.
3. Блок: «Моя улица/микрорайон»
Здесь я выбрала такие темы:
1. Интервью у детей: «Путешествие по микрорайону, в котором я живу»
(организовали выставку фотографий и рисунков «Дом, в котором я живу»).
2. Ситуативная беседа с детьми: «Название улиц в моём микрорайоне».
(родители сделали фотографии детей возле своего дома).
3. Образовательная ситуация: «Зачем соблюдать правила дорожного движения?».
Провели с детьми беседу по ПДД, сходили на экскурсию к светофору. Были предложены детям проблемные ситуации в картинках.
Дети получили задание нарисовать дома дорожные знаки, которые встречаются у них по пути домой. Это совместная работа с родителями.
4. Блок: «Моя страна»
Выбранные темы:
1. Образовательная ситуация: «Какие национальности проживают в России?» Провела открытый показ НОД по познавательному развитию
Тема: «Путешествие по России».
2. Образовательная ситуация: «Традиции разных народов». Я познакомила детей с интересными традициями, народов России, обычаями, традиционной кухней. Родителям предложила принести рецепт любимого национального блюда семьи. Создали книгу рецептов.
3. Провела для детей Мастер- класс: «Роспись кокошника».
5. Блок: «Мой край»
Я выбрала для работы с детьми следующие темы:
1. Образовательная ситуация: «Как росли мальчики и девочки в семье казака». Дети познакомились с традициями воспитания в казачьей семье. Послушали кубанские народные песни. А также на прогулке провела с детьми кубанские народные игры: «Хлебчик», «Сон казака», «Горшок», «Передай подкову».
2. Образовательная ситуация «Ремесло на Кубани» (Презентация для детей)
Каждый год наша страна отмечает самый знаменательный праздник - это День Победы. Большая работа проводилась в этом направлении. Дети познакомились с героями кубанцами, героями ейчанами. Дети приняли участие в акции: «Листая страницы истории», где узнали, что в нашем нашего городе есть жители, которые жили ещё во время войны. Дети изготовили для них поздравительные открытки со словами благодарности.
3. Беседа: «Знаешь ли ты героев – земляков?» ( Фотовыставка: «Героев помним имена»).
6. Блок: «Мой город»
Темы, по которым мы работали с детьми.
1. Образовательная беседа: «Ейск - город у моря»
2. Путешествие по карте города: «О чём расскажут название улиц?».
3. Презентация: «Мы живём на Азовском море».
4. Беседа - размышление: «Чем ты сможешь прославить свой город, когда вырастишь?».
Дети просмотрели презентацию о нашем городе. Нарисовали символ своей улицы. Родители сфотографировали детей в разных уголках нашего города, мы сделали большую стенгазету.
В рамках недели проведения мероприятий в детском саду по теме: «Всё про то, как мы живём», была проведена игровая ситуация с участием клоуна, «Придумай 10 способов как себя порадовать» дети выполняли игровые задания, отвечали на вопросы, получали призы)
В прошлом учебном году я продолжила работу по данной теме с детьми второй младшей группы. Так как дети маленькие мной был выбран первый уровень сложности, который отражал следующие направления, более понятные детям этого возраста: «Мой детский сад», «Я и моя семья»,
«Моя улица, мой дом».
В работе с детьми были выбраны следующие темы
«Мой детский сад»
1. Образовательная ситуация: «Моя группа», где дети знакомились с помещением группы, расширили представление о своей группе, видах деятельности в детском саду.
2. Экскурсия: «Кто работает у нас в саду?», дети познакомились с профессиями сотрудников детского сада, их кабинетами, оборудованием.
3. Игровая ситуация: «Что делать если игрушка одна на двоих?», дети узнали, как можно играть без ссор, рассказали о своих любимых игрушках, родители сделали фото игрового уголка ребёнка дома.
«Я и моя семья»
1. Игровая ситуация «Я – человек». Развитие гендерных представлений. Дети называли своё имя и фамилию. Совместно с детьми был сделан альбом «Одежда для мальчиков и девочек». Родители нарисовали свою семью, организовали выставку рисунков.
2. Образовательная ситуация «Имена для мальчиков и девочек»
3. Беседа: «Мама солнышко моё», дети рассказывали о своей маме, а потом в творческой мастерской разрисовали платье для мамочки. Для мамочек был сделан музыкальный ролик с поздравлениями от детей.
«Моя улица, мой дом».
1. Образовательная ситуация «Зачем людям нужны дома?», где дети расширили представление о доме, как жилище человека. Также родители приняли активное участие, нарисовав вместе с ребёнком свой дом, в котором они живут.
1. Игровая ситуация: «Что такое новоселье?», была разыграна ситуация, к детям пришёл Петрушка, рассказал, что он переехал в новый дом. Дети помогли с помощью картинок обустроить новое жилище, узнали, почему жильцов в новом доме называют новосёлами.
2. Игровая ситуация: «Построим улицу, на которой стоит мой дом», дети выстраивали из строительного материала различные постройки.
В этом году я продолжаю работать по данной теме, выбрав второй уровень сложности. Работа охватывает все шесть направлений, как и подготовительной группе. В течении года мы с детьми будем работать по следующим темам :
1. Образовательная ситуация «Утром рано я встаю, в детский садик я иду»
2. Образовательная ситуация «У всех людей есть имя, а у детского сада?»
3. Образовательная ситуация «Кто и из чего строит дома?»
4. Беседа: «Какие животные живут у меня дома»
5. Образовательная ситуация «Флаг и гимн моей страны»
6. Презентация «Москва – главный город страны»
7. Образовательная ситуация «Чем отличаются и похожи взрослые и дети»
8. Образовательная ситуация «Вместе весело играть. Почему?»
9. Игровое упражнение «Есть ли в саду потайные комнаты, куда бы захотелось заглянуть, почему?»
10. Образовательная ситуация «Кубанский фольклор: пословицы, поговорки, песни, игры»
11. Презентация «Ремёсла Кубани
12. Беседа: «Мама лучший друг»
13. Образовательная ситуация «Профессии наших родителей».
14. Образовательная ситуация «Зачем нужно знать свой домашний адрес?»
15. Дидактическая игра: «Путешествие по микрорайону».
16. Презентация: «Ейск – город у моря»
17. Дидактическая игра «Что растёт в родном краю?».
18. Игровая ситуация «Так играли наши бабушки и дедушки»
19. Конкурс рисунка на асфальте «Мой любимый город»
Таким образом, региональная образовательная программа : «Всё про то, как мы живём» является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения по духовно – нравственному воспитанию детей, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Это работа должна проводиться в тесной связи с родителями.
В этом году, в рамках внедрения в работу сада воспитательной программы по духовно – нравственному воспитанию детей была создана творческая группа. Воспитатели: Фефелова Е. М., Солонинкина Т. В., Литвинова Н. А., и музыкальный руководитель Бочарова Е. М., которые разработают серию конспектов, подберут теоретический, практический материал, музыкальный репертуар по всем возрастным группам, для работы по региональной программе «Всё про то, как мы живём». Он будет доступен для работы воспитателей сада.