Получи документы

Опыт работы по развитию познавательной активности старших дошкольников посредством экологического воспитания

Елена Шингарева
Опыт работы по развитию познавательной активности старших дошкольников посредством экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание в старшей разновозрастной группе.

В начале работы по экологическому воспитанию дошкольников была поставлена цель: правильно организовать предметно – развивающую среду в группе и на улице. Поскольку без этого невозможно добиться положительных результатов.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Создана мини – лаборатория, где дети проводят поисково - исследовательскую деятельность с объектами живой и неживой природы. С помощью родителей представлены поделки (совместный труд родителей, детей и педагогов) из природного материала. В «Экологической библиотеке» и «Экологической игротеке» подобраны книги и игры по экологическому воспитанию.

Публикация «Опыт работы по развитию познавательной активности старших дошкольников посредством экологического воспитания» размещена в разделах

На территории ДОУ в разные сезоны года имеются деревья и цветущие растения на клумбе. Ребята на клумбе ухаживают за цветами: рыхлят, поливают, полют.

На участке ДОУ с детьми ведутся наблюдения за деревьями и цветами (в зависимости от времени года, проводятся тематические НОД, играем в различные экологические игры. НОД по экологическому воспитанию проводятся 2 раза в неделю, дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями.

В средней группе были реализованы следующие краткосрочные проекты: «Огород на окне» - где дети закрепили знания о растениях и способе их посадке; «Волшебница вода» - о свойствах воды;

В старшей-подготовительной группе проведена акция совместно с родителями «Помогите птицам!» - углубление и закрепление знаний о зимующих птицах; «Наша планета Земля» - о планете земля, о ее природе, о бережном отношении к ней.

Были проведены занятия «Наш дом природа», «Жалобная книга природы», «Лес – многоэтажный дом», «Животные у нас дома» и др.

На протяжении работы проводились циклы наблюдений.

На прогулках знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей); организовывала игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующие оборудование: ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Использовала разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных". Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями со старшего возраста использовала опыты с водой, почвой, воздухом. Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.

На занятиях использовали художественную литературу.

Чтение рассказов В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка?» также закрепляет знания детей о культуре поведения в природе, учит правильно оценивать свои поступки и поступки окружающихЧтение и обсуждение рассказов В. Танайсичук «Что такое кислый дождь», «Нефть в море», «От чего погибли киты» подводит детей к пониманию, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю. Чтобы сохранить природу, не допустить ее гибели нужно знать и соблюдать строгие правила в науке экологии.

С детьми старших и подготовительных групп проводила викторины, кроссворды, интеллектуальные игры «Знатоки природы родного края», «Сохрани природу», «День птиц», «Подводное царство».

Для закрепления полученных детьми знаний, использовала словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, игра «Пирамидки» («Птицы в природе») развивает умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев, экологическую пирамидку, объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы. Игра «Меню для птиц», помогла уточнить представления о том, чем питаются пернатые. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе использовала дидактическую игру «Угадай правило».

Очень тесно велась работа по экологическому воспитанию с семьёй. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы)., "Воспитание доброты к природе»,«Экологическая культура в семье», «О чем говорят растения?»". Ежемесячно на информационную доску выставляем практические советы, которые знакомят родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: «Почему так говорят? Почему так происходит, Когда это бывает?»

Организовывала совместно с родителями экологические акции: «Покормите птиц», «Сделаем наш детский сад чище», «Посадим цветы на клумбу».

Считаю, что в результате проделанной мною работы есть положительные результаты:

– сформированы начала экологической культуры у детей;

– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Это подтверждено результатами диагностирования детей, которое было проведено по методике О. Соломенниковой.

Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через познавательную и игровую деятельность, перспективная, наиважнейшая задача и в процессе этой задачи я смогу воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию познавательной активности старших дошкольников посредством экологического воспитания
Опубликовано: 1 декабря 2024 в 14:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по развитию познавательной активности старших дошкольников посредством экологического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шингарева (УИ 276084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД