Елена Шингарева
Опыт работы по развитию познавательной активности старших дошкольников посредством экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание в старшей разновозрастной группе.
В начале работы по экологическому воспитанию дошкольников была поставлена цель: правильно организовать предметно – развивающую среду в группе и на улице. Поскольку без этого невозможно добиться положительных результатов.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Создана мини – лаборатория, где дети проводят поисково - исследовательскую деятельность с объектами живой и неживой природы. С помощью родителей представлены поделки (совместный труд родителей, детей и педагогов) из природного материала. В «Экологической библиотеке» и «Экологической игротеке» подобраны книги и игры по экологическому воспитанию.
Публикация «Опыт работы по развитию познавательной активности старших дошкольников посредством экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На территории ДОУ в разные сезоны года имеются деревья и цветущие растения на клумбе. Ребята на клумбе ухаживают за цветами: рыхлят, поливают, полют.
На участке ДОУ с детьми ведутся наблюдения за деревьями и цветами (в зависимости от времени года, проводятся тематические НОД, играем в различные экологические игры. НОД по экологическому воспитанию проводятся 2 раза в неделю, дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями.
В средней группе были реализованы следующие краткосрочные проекты: «Огород на окне» - где дети закрепили знания о растениях и способе их посадке; «Волшебница вода» - о свойствах воды;
В старшей-подготовительной группе проведена акция совместно с родителями «Помогите птицам!» - углубление и закрепление знаний о зимующих птицах; «Наша планета Земля» - о планете земля, о ее природе, о бережном отношении к ней.
Были проведены занятия «Наш дом природа», «Жалобная книга природы», «Лес – многоэтажный дом», «Животные у нас дома» и др.
На протяжении работы проводились циклы наблюдений.
На прогулках знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей); организовывала игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующие оборудование: ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Использовала разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных". Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями со старшего возраста использовала опыты с водой, почвой, воздухом. Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.
На занятиях использовали художественную литературу.
Чтение рассказов В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка?» также закрепляет знания детей о культуре поведения в природе, учит правильно оценивать свои поступки и поступки окружающихЧтение и обсуждение рассказов В. Танайсичук «Что такое кислый дождь», «Нефть в море», «От чего погибли киты» подводит детей к пониманию, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю. Чтобы сохранить природу, не допустить ее гибели нужно знать и соблюдать строгие правила в науке экологии.
С детьми старших и подготовительных групп проводила викторины, кроссворды, интеллектуальные игры «Знатоки природы родного края», «Сохрани природу», «День птиц», «Подводное царство».
Для закрепления полученных детьми знаний, использовала словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, игра «Пирамидки» («Птицы в природе») развивает умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев, экологическую пирамидку, объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы. Игра «Меню для птиц», помогла уточнить представления о том, чем питаются пернатые. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе использовала дидактическую игру «Угадай правило».
Очень тесно велась работа по экологическому воспитанию с семьёй. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы)., "Воспитание доброты к природе»,«Экологическая культура в семье», «О чем говорят растения?»". Ежемесячно на информационную доску выставляем практические советы, которые знакомят родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: «Почему так говорят? Почему так происходит, Когда это бывает?»
Организовывала совместно с родителями экологические акции: «Покормите птиц», «Сделаем наш детский сад чище», «Посадим цветы на клумбу».
Считаю, что в результате проделанной мною работы есть положительные результаты:
– сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Это подтверждено результатами диагностирования детей, которое было проведено по методике О. Соломенниковой.
Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через познавательную и игровую деятельность, перспективная, наиважнейшая задача и в процессе этой задачи я смогу воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.