Папки-передвижки

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей через организацию детского туризма

Оксана Цаплина
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей через организацию детского туризма

Слайд 1. Опыт работы по патриотическому воспитанию детей через организацию детского туризма.

Слайд 2. Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя формирование любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.

Именно туристско- краеведческая деятельность даёт дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины. В туристско-краеведческой деятельности заложены возможности для всестороннего развития личности ребёнка. Совместные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны общей целью, ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит.

Слайд 3. Уникальность туристской деятельности как психолого-педагогического феномена заключается в ее возможности интегрировать социальную, культурную и природную среду в единое образовательное пространство.

Но для того, чтобы полностью реализовались возможности воспитания патриотизма через туристско-краеведческую деятельность, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов.

С ЧЕГО МЫ НАЧИНАЛИ? Прежде всего мы оценили возможности нашего д / с в организации туристских прогулок с позиций его территориального расположения. Наш детский сад незначительно удалён от лесной зоны (приблизительно в 2 км, что позволяет нам регулярно организовывать туристские прогулки. Также у нас добывают гипс, песок, глину. Рядом с нами находиться Гипсовый завод, шахта.

Слайд 4. Туристско-краеведческая деятельность осуществляется в рамках Федеральной образовательной программы, цель которого – воспитание маленького гражданина – патриота своей малой и большой Родины. Данную деятельность характеризуют социально-культурная, физкультурно-оздоровительная и экологическая направленность.

Слайд 5. Основными участниками туристско-краеведческой деятельности выступают дети старшего дошкольного возраста. Для каждой возрастной категории определено содержание деятельности и формы его освоения. Темы туристско-краеведческой деятельности распределены по блокам, план освоение социокультурной и природной среды выстроен по спирали: расширительно – от детского сада, улицы, поселка до отдельных уголков региона.

Слайд 6,7. В каждой группе проводится большая подготовительная работа к туристской деятельности, которая ведется в рамках трех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

При организации предварительной работы с детьми и с целью последующего закрепления знаний в области туристско-краеведческой деятельности особая роль отводится организации игровой деятельности детей с использованием авторских игр педагогов, таких как «Собери рюкзак», «Что возьмем с собой в поход», «Экобокс», «Виды туризма», «Собери костер», «Туристические узлы», «Идем в поход», «Правила поведения в природе», «Лесная аптека» и многие другие. Игры позволяют в интересной игровой форме формировать знания о правилах организации похода, развивать навыки ориентировки в пространстве, практические навыки необходимые туристам.

Слайд 8. Определили формы работы с родителями, детьми и педагогами.

Формы взаимодействия с родителями:

- совместные экскурсии;

- виртуальные экскурсии, подготовленные с помощью родителей воспитанников;

- консультации;

- конкурсы;

- круглые столы;

- туристические походы;

- квесты;

- конференции;

- совместные праздники и досуги.

Слайд 9. Формы организации туристско-краеведческой деятельности с детьми:

- экскурсии;

- туристические прогулки и походы;

- квесты;

- проектная и исследовательская деятельность;

- виртуальные экскурсии;

- игровая деятельность;

- развлечения и досуги;

- викторины.

Слайд 10. Формы работы с педагогами в рамках инновационной деятельности:

- виртуальные экскурсии;

- семинары-практикумы;

- круглые столы;

- мастер-классы;

- открытые просмотры занятий;

- викторины;

- проектная деятельность;

- творческие конкурсы;

- банк инновационных идей;

- наставничество.

Слайд 11. В реализации туристско – краеведческой деятельности задействованы все педагоги.

На территории дошкольного учреждения создана уникальная развивающая среда, позволяющая знакомить детей с основными туристскими объектами д. Бебяево, села Пешелань и села Новосёлки.

Слайд 12,13. Имеется оборудование для туристических походов и прогулок за территорию дошкольного учреждения с воспитанниками старших групп, спортивное снаряжение и физкультурно – игровое оборудование и инвентарь: палатка, детские рюкзаки, коврики, компасы, карты, планшеты, фишки – маркеры игрового пространства и многое другое, способствующее развитию у детей физических качеств и технических навыков юных туристов.

Слайд 14. Имеется уголок юного туриста для организации виртуальных экскурсий и отработки основных туристических навыков

Слайд 15. Для осуществления туристско-краеведческой работы в МБДОУ создана методическая и дидактическая база. Педагогами нашего детского сада были разработаны: «Паспорт образовательных туристских маршрутов по зданию МБДОУ «Бебяевский детский сад №1», «Паспорт образовательных туристических маршрутов по экологической тропе МБДОУ», «Паспорт образовательных туристских маршрутов по социокультурным и природным объектам д. Бебяево, с. Пешелань и с. Новосёлки». Определен алгоритм проведения походов и прогулок за пределы территории детского сада. Разработана годовая система туристских походов и прогулок, внутри которой имеет место их сезонное распределение. Совместно с родителями была подготовлена картотека и медиатека для организации виртуальных экскурсий в отдалённые туристических объекты деревни Бебяево, села Пешелань, села Новосёлки.

Слайд 16. Каждый туристический поход и прогулка имеет свой маршрут, представленный картой (планом-схемой) и маршрутным листом, в котором определен план проведения прогулки:

- тема похода (прогулки);

- дата, время, протяженность;

- задачи;

- вид туризма;

- методы и приемы;

- основные виды движений;

- оборудование;

- программное содержание.

Слайд 17. Паспорт туристических образовательных маршрутов по зданию МБДОУ «Бебяевский детский сад №1».

Цель – создание условий для ознакомления детей с социальным пространством ДОУ, развитие кругозора и формирование мотивации к активной двигательной и познавательной деятельности.

Объекты туристического маршрута внутри ДОУ:

- внутригрупповой маршрут (по плану-схеме группы);

- музыкальный зал;

- спортивный зал;

- тематическая выставка;

- уголок юного туриста;

- фито-зона;

- медицинский кабинет;

- пищеблок;

- прачечная;

- методический кабинет;

- кабинет заведующего;

- Мини-музей «Русская горница»;

- противопожарный щит;

- процедурный кабинет;

- бухгалтерия;

- библиотека;

- выставка гипсовых изделий;

- тематическая фотовыставка;

- стенд ПДД.

Слайд 18,19 – карты туристических маршрутов по зданию ДОУ, 1-й и 2-й этаж.

Слайд 20, 21. Педагоги совместно с детьми активно пользуются картами при организации туристических экскурсий по зданию детского сада.

Слайд 22. Паспорт образовательных туристических маршрутов по экологической тропе на территории ДОУ.

Цель: формирование интереса к природному и социальному окружению территории детского сада, формирование мотивации к активной двигательной и познавательной-исследовательской деятельности.

Задачи:

-уточнение представлений детей о живой и неживой природе, об отношении человека к природе;

-расширение кругозора в сфере природоведческих знаний;

-расширение практики взаимодействия с природными объектами;

-развитие межличностных отношений;

-развитие двигательных навыков, укрепление здоровья.

Слайд 23, 24. Объекты экологической тропы: «Фито-лужок», «Грибная полянка», «Отель для насекомых», «Пасека», «Птичья столовая», «Огород», «Сказочная полянка», «Метеостанция», «Яблоневый сад», «Мельница».

Слайд 25 Также представлена маршрутная карта, которой активно пользуются педагоги с детьми при организации туристических прогулок по экологической тропе детского сада.

Слайд 26. Паспорт образовательных туристских маршрутов по социо-культурной и природной среде д. Бебяево, с. Пешелань, с. Новосёлки.

Цель: создание условий для ознакомления детей с социокультурным и природным пространством деревни Бебяево, села Пешелань села Новосёлки, содействие развитию внутреннего туризма сёл, приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию всех трёх сёл.

Объекты, расположенные на туристском маршруте отражают разные направления развития туризма в д. Бебяево, с. Новосёлки и с. Пешелань и распределены по видам туризма:

1. Экотуризм:

- побережье реки Теша;

- лес;

- гипсовая гора;

- зоопарк «Сафари»;

- «Березовая роща»;

- луг;

- родник «Родионов колодец»;

- песчаный карьер.

Слайд 27

2. Агротуризм:

- сельскохозяйственная ферма ООО «Лабзин С. А.»;

- «Яблоневый сад»;

- «Картофельное поле»;

- «Зерновые поля».

Слайд 28

3. Этнографический туризм:

- выставочный центр «Афанасий» на территории гостиничного комплекса «Афоня»;

- церковь Николая Чудотворца с. Пешелань;

- церковь Пресвятой Троицы с. Новоселки;

- Инсталляция «Мотовоз» на территории Пешеланского гипсового завода.

4. Слайд 29. Спортивный туризм:

- территория общественного парка «Династия»;

- сельская спортивная площадка;

- стадион «Шахтёр»;

- площадка для пляжного футбола;

- теннисный корт;

- спортивная коробка.

5. Слайд 30,31. Культурный туризм:

- Пешеланский гипсовый завод;

- музей горного дела;

- гипсовая шахта;

- общественный парк «Династия»;

- парк юрского периода;

- парк «Муза и творчество»;

- гостиничный комплекс «Афоня»;

- аптека;

- Дом культуры;

- библиотека;

- амбулатория;

- музыкальная школа;

- Новоселковская СШ;

- узкоколейная железная дорога;

- мотовозный мост;

- чугунный узкоколейный мост;

- ателье;

- почта;

- магазин «Пятерочка».

Слайд 32, 33, 34 – представлены карты туристических объектов деревни Бебяево, села Пешелань и села Новосёлки, педагоги с детьми активно используют карты при организации туристических прогулок и виртуальных экскурсий.

Слайд 35. Педагогически ценным в рамках реализации туристско-краеведческой деятельности считаем также вовлечение родителей в образовательный процесс и активное взаимодействие с социальными партнёрами, содействующими развитию туристической деятельности в деревне Бебяево – это туристическая деятельность Пешеланского гипсового завода, включающая в себя следующие туристические объекты:

- музей горного дела, который находится в шахте пешеланского гипсового завода;

- выставочный центр «Афанасий», в котором представлены изделия народно-художественных промыслов Нижегородской области;

Слайд 36. - парк «Муза и творчество», в котором представлены бронзовые композиции скульптора-международника Г. Потоцкого, цветники из редких экзотических растений, выставка ретро-авто-мото-техники;

Слайд 37. - зоопарк «Сафари»;

- парк юрского периода, в котором можно попасть в настоящий доисторический мир и ознакомиться с его обитателями - динозаврами, которые населяли планету Земля более 65 миллионов лет назад.

Слайд 38, 39. Работа с родителями проходит в форме коллективных обсуждений занятий туризмом, принятия совместных решений. Родители с большим удовольствием откликаются на обращение помочь подготовить ребёнка к туристским прогулкам, принимают непосредственное участие в их проведении. Прежде всего мы информируем родителей о начале и содержании туристической подготовке детей; даём советы родителям по поддержанию единых требований к режиму дня ребёнка, проведению закаливающих мероприятий; рекомендуем, как подготовить одежду и личное снаряжение ребёнка для кратковременных туристских прогулок. Совместно с родителями организуются экскурсии, походы, мероприятия, маршруты выходного дня. Родители вместе с детьми готовят виртуальные экскурсии, которые в дальнейшем использую педагоги для занятий с детьми.

Таким образом туристско-краеведческая деятельность воспитывает у дошкольников чувство уважения, гордости за ту землю, на которой они живут, помогает им ближе и полнее узнать историю и культуру своей родины, а это залог того, что в дальнейшем ребята с большим вниманием, уважением и интересом будут относиться к истории и культуре других народов.

Слайд 40. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей через организацию детского туризма
Опубликовано: 13 октября 2024 в 19:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию детей через организацию детского туризма» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Цаплина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД