Оксана Цаплина
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей через организацию детского туризма
Слайд 1. Опыт работы по патриотическому воспитанию детей через организацию детского туризма.
Слайд 2. Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя формирование любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.
Именно туристско- краеведческая деятельность даёт дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины. В туристско-краеведческой деятельности заложены возможности для всестороннего развития личности ребёнка. Совместные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны общей целью, ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит.
Слайд 3. Уникальность туристской деятельности как психолого-педагогического феномена заключается в ее возможности интегрировать социальную, культурную и природную среду в единое образовательное пространство.
Но для того, чтобы полностью реализовались возможности воспитания патриотизма через туристско-краеведческую деятельность, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов.
С ЧЕГО МЫ НАЧИНАЛИ? Прежде всего мы оценили возможности нашего д / с в организации туристских прогулок с позиций его территориального расположения. Наш детский сад незначительно удалён от лесной зоны (приблизительно в 2 км, что позволяет нам регулярно организовывать туристские прогулки. Также у нас добывают гипс, песок, глину. Рядом с нами находиться Гипсовый завод, шахта.
Слайд 4. Туристско-краеведческая деятельность осуществляется в рамках Федеральной образовательной программы, цель которого – воспитание маленького гражданина – патриота своей малой и большой Родины. Данную деятельность характеризуют социально-культурная, физкультурно-оздоровительная и экологическая направленность.
Слайд 5. Основными участниками туристско-краеведческой деятельности выступают дети старшего дошкольного возраста. Для каждой возрастной категории определено содержание деятельности и формы его освоения. Темы туристско-краеведческой деятельности распределены по блокам, план освоение социокультурной и природной среды выстроен по спирали: расширительно – от детского сада, улицы, поселка до отдельных уголков региона.
Слайд 6,7. В каждой группе проводится большая подготовительная работа к туристской деятельности, которая ведется в рамках трех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
При организации предварительной работы с детьми и с целью последующего закрепления знаний в области туристско-краеведческой деятельности особая роль отводится организации игровой деятельности детей с использованием авторских игр педагогов, таких как «Собери рюкзак», «Что возьмем с собой в поход», «Экобокс», «Виды туризма», «Собери костер», «Туристические узлы», «Идем в поход», «Правила поведения в природе», «Лесная аптека» и многие другие. Игры позволяют в интересной игровой форме формировать знания о правилах организации похода, развивать навыки ориентировки в пространстве, практические навыки необходимые туристам.
Слайд 8. Определили формы работы с родителями, детьми и педагогами.
Формы взаимодействия с родителями:
- совместные экскурсии;
- виртуальные экскурсии, подготовленные с помощью родителей воспитанников;
- консультации;
- конкурсы;
- круглые столы;
- туристические походы;
- квесты;
- конференции;
- совместные праздники и досуги.
Слайд 9. Формы организации туристско-краеведческой деятельности с детьми:
- экскурсии;
- туристические прогулки и походы;
- квесты;
- проектная и исследовательская деятельность;
- виртуальные экскурсии;
- игровая деятельность;
- развлечения и досуги;
- викторины.
Слайд 10. Формы работы с педагогами в рамках инновационной деятельности:
- виртуальные экскурсии;
- семинары-практикумы;
- круглые столы;
- мастер-классы;
- открытые просмотры занятий;
- викторины;
- проектная деятельность;
- творческие конкурсы;
- банк инновационных идей;
- наставничество.
Слайд 11. В реализации туристско – краеведческой деятельности задействованы все педагоги.
На территории дошкольного учреждения создана уникальная развивающая среда, позволяющая знакомить детей с основными туристскими объектами д. Бебяево, села Пешелань и села Новосёлки.
Слайд 12,13. Имеется оборудование для туристических походов и прогулок за территорию дошкольного учреждения с воспитанниками старших групп, спортивное снаряжение и физкультурно – игровое оборудование и инвентарь: палатка, детские рюкзаки, коврики, компасы, карты, планшеты, фишки – маркеры игрового пространства и многое другое, способствующее развитию у детей физических качеств и технических навыков юных туристов.
Слайд 14. Имеется уголок юного туриста для организации виртуальных экскурсий и отработки основных туристических навыков
Слайд 15. Для осуществления туристско-краеведческой работы в МБДОУ создана методическая и дидактическая база. Педагогами нашего детского сада были разработаны: «Паспорт образовательных туристских маршрутов по зданию МБДОУ «Бебяевский детский сад №1», «Паспорт образовательных туристических маршрутов по экологической тропе МБДОУ», «Паспорт образовательных туристских маршрутов по социокультурным и природным объектам д. Бебяево, с. Пешелань и с. Новосёлки». Определен алгоритм проведения походов и прогулок за пределы территории детского сада. Разработана годовая система туристских походов и прогулок, внутри которой имеет место их сезонное распределение. Совместно с родителями была подготовлена картотека и медиатека для организации виртуальных экскурсий в отдалённые туристических объекты деревни Бебяево, села Пешелань, села Новосёлки.
Слайд 16. Каждый туристический поход и прогулка имеет свой маршрут, представленный картой (планом-схемой) и маршрутным листом, в котором определен план проведения прогулки:
- тема похода (прогулки);
- дата, время, протяженность;
- задачи;
- вид туризма;
- методы и приемы;
- основные виды движений;
- оборудование;
- программное содержание.
Слайд 17. Паспорт туристических образовательных маршрутов по зданию МБДОУ «Бебяевский детский сад №1».
Цель – создание условий для ознакомления детей с социальным пространством ДОУ, развитие кругозора и формирование мотивации к активной двигательной и познавательной деятельности.
Объекты туристического маршрута внутри ДОУ:
- внутригрупповой маршрут (по плану-схеме группы);
- музыкальный зал;
- спортивный зал;
- тематическая выставка;
- уголок юного туриста;
- фито-зона;
- медицинский кабинет;
- пищеблок;
- прачечная;
- методический кабинет;
- кабинет заведующего;
- Мини-музей «Русская горница»;
- противопожарный щит;
- процедурный кабинет;
- бухгалтерия;
- библиотека;
- выставка гипсовых изделий;
- тематическая фотовыставка;
- стенд ПДД.
Слайд 18,19 – карты туристических маршрутов по зданию ДОУ, 1-й и 2-й этаж.
Слайд 20, 21. Педагоги совместно с детьми активно пользуются картами при организации туристических экскурсий по зданию детского сада.
Слайд 22. Паспорт образовательных туристических маршрутов по экологической тропе на территории ДОУ.
Цель: формирование интереса к природному и социальному окружению территории детского сада, формирование мотивации к активной двигательной и познавательной-исследовательской деятельности.
Задачи:
-уточнение представлений детей о живой и неживой природе, об отношении человека к природе;
-расширение кругозора в сфере природоведческих знаний;
-расширение практики взаимодействия с природными объектами;
-развитие межличностных отношений;
-развитие двигательных навыков, укрепление здоровья.
Слайд 23, 24. Объекты экологической тропы: «Фито-лужок», «Грибная полянка», «Отель для насекомых», «Пасека», «Птичья столовая», «Огород», «Сказочная полянка», «Метеостанция», «Яблоневый сад», «Мельница».
Слайд 25 Также представлена маршрутная карта, которой активно пользуются педагоги с детьми при организации туристических прогулок по экологической тропе детского сада.
Слайд 26. Паспорт образовательных туристских маршрутов по социо-культурной и природной среде д. Бебяево, с. Пешелань, с. Новосёлки.
Цель: создание условий для ознакомления детей с социокультурным и природным пространством деревни Бебяево, села Пешелань села Новосёлки, содействие развитию внутреннего туризма сёл, приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию всех трёх сёл.
Объекты, расположенные на туристском маршруте отражают разные направления развития туризма в д. Бебяево, с. Новосёлки и с. Пешелань и распределены по видам туризма:
1. Экотуризм:
- побережье реки Теша;
- лес;
- гипсовая гора;
- зоопарк «Сафари»;
- «Березовая роща»;
- луг;
- родник «Родионов колодец»;
- песчаный карьер.
Слайд 27
2. Агротуризм:
- сельскохозяйственная ферма ООО «Лабзин С. А.»;
- «Яблоневый сад»;
- «Картофельное поле»;
- «Зерновые поля».
Слайд 28
3. Этнографический туризм:
- выставочный центр «Афанасий» на территории гостиничного комплекса «Афоня»;
- церковь Николая Чудотворца с. Пешелань;
- церковь Пресвятой Троицы с. Новоселки;
- Инсталляция «Мотовоз» на территории Пешеланского гипсового завода.
4. Слайд 29. Спортивный туризм:
- территория общественного парка «Династия»;
- сельская спортивная площадка;
- стадион «Шахтёр»;
- площадка для пляжного футбола;
- теннисный корт;
- спортивная коробка.
5. Слайд 30,31. Культурный туризм:
- Пешеланский гипсовый завод;
- музей горного дела;
- гипсовая шахта;
- общественный парк «Династия»;
- парк юрского периода;
- парк «Муза и творчество»;
- гостиничный комплекс «Афоня»;
- аптека;
- Дом культуры;
- библиотека;
- амбулатория;
- музыкальная школа;
- Новоселковская СШ;
- узкоколейная железная дорога;
- мотовозный мост;
- чугунный узкоколейный мост;
- ателье;
- почта;
- магазин «Пятерочка».
Слайд 32, 33, 34 – представлены карты туристических объектов деревни Бебяево, села Пешелань и села Новосёлки, педагоги с детьми активно используют карты при организации туристических прогулок и виртуальных экскурсий.
Слайд 35. Педагогически ценным в рамках реализации туристско-краеведческой деятельности считаем также вовлечение родителей в образовательный процесс и активное взаимодействие с социальными партнёрами, содействующими развитию туристической деятельности в деревне Бебяево – это туристическая деятельность Пешеланского гипсового завода, включающая в себя следующие туристические объекты:
- музей горного дела, который находится в шахте пешеланского гипсового завода;
- выставочный центр «Афанасий», в котором представлены изделия народно-художественных промыслов Нижегородской области;
Слайд 36. - парк «Муза и творчество», в котором представлены бронзовые композиции скульптора-международника Г. Потоцкого, цветники из редких экзотических растений, выставка ретро-авто-мото-техники;
Слайд 37. - зоопарк «Сафари»;
- парк юрского периода, в котором можно попасть в настоящий доисторический мир и ознакомиться с его обитателями - динозаврами, которые населяли планету Земля более 65 миллионов лет назад.
Слайд 38, 39. Работа с родителями проходит в форме коллективных обсуждений занятий туризмом, принятия совместных решений. Родители с большим удовольствием откликаются на обращение помочь подготовить ребёнка к туристским прогулкам, принимают непосредственное участие в их проведении. Прежде всего мы информируем родителей о начале и содержании туристической подготовке детей; даём советы родителям по поддержанию единых требований к режиму дня ребёнка, проведению закаливающих мероприятий; рекомендуем, как подготовить одежду и личное снаряжение ребёнка для кратковременных туристских прогулок. Совместно с родителями организуются экскурсии, походы, мероприятия, маршруты выходного дня. Родители вместе с детьми готовят виртуальные экскурсии, которые в дальнейшем использую педагоги для занятий с детьми.
Таким образом туристско-краеведческая деятельность воспитывает у дошкольников чувство уважения, гордости за ту землю, на которой они живут, помогает им ближе и полнее узнать историю и культуру своей родины, а это залог того, что в дальнейшем ребята с большим вниманием, уважением и интересом будут относиться к истории и культуре других народов.
Слайд 40. Спасибо за внимание!