Елена Кукушкина
Формирование представлений о геометрических фигурах с детьми среднего дошкольного возраста через игровые технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 городского округа Вичуга
Опыт работы по теме:
«Формирование представлений о геометрических фигурах с детьми среднего дошкольного возраста через игровые технологии и упражнения в рамках реализации ОО «Познавательное развитие»
Выполнила:Кукушкина Е. В. ,воспитатель
2023
Содержание:
1. Сущность и новизна опыта.
2. Актуальность и перспективность опыта, его практическая и социальная значимость.
Публикация «Формирование представлений о геометрических фигурах с детьми среднего дошкольного возраста через игровые технологии» размещена в разделах
3. Теоретическое обоснование опыта.
4. Условия реализации опыта.
5. Средства реализации опыта.
6. Этапы реализации опыта.
7. Технология опыта.
8. Результативность опыта работы.
9. Перспективы развития опыта и адресная направленность.
1.
Сущность и новизна опыта.
«Игра - это самое серьезное дело.
В игре раскрывается перед детьми мир,
творческие способности личности.
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается жизненный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это игра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
Сухомлинский В. А.
Основная идея опыта заключается в эффективности воздействия развивающих игр на развитие представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов.
Для прочного усвоения знаний детей необходимо заинтересовать их игрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием.
Одним из важных свойств окружающих предметов является форма : она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом.
Сравнение геометрической фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры : точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.
В своей педагогической практике я использую различные пути активизации познавательной деятельности по ФЭМП, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность воспитанников.
Новизна опыта заключается в использовании игровых технологий и в разработке дидактических игр для детей связанных с развитием представлений о геометрических фигурах и форме предметов, что способствует усвоению принципа обозначения фигур словом, формирует у детей общий подход к любой новой фигуре, умение отнести ее к определенной группе фигур. Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума.
Познание представлений о геометрических фигурах и форме предметов расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Развивающие математические игры и игровые технология стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Дидактическая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач.
Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи.
2. Актуальность и перспективность опыта, его практическая и социальная значимость.
Обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Важность темы опыта обусловлена тем, что игровые технологии и упражнения по математике в рамках реализации ОО «Познавательное развитие», способствуют развитию умственных способностей у детей, вызывают интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний.
Игры математического содержания по формированию представлений о геометрических фигурах помогают воспитывать у детей среднего дошкольного возраста познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
Таким образом, формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей будет проходить более эффективно, если использовать дидактические игры с математическим содержанием.
Игровые технологии и упражнения по математике, если не делать из них самоцель, может выполнить свою исключительную роль, усиления сложного процесса учения, ускорения развития. В силу образности мышления ребенка, его эмоциональности и еще слабой способности к произвольному вниманию упражнения дают лучший результат, если они облекаются в занимательную форму, связываются с активной деятельностью. Выбранные формы организации познавательной деятельности является ценным средством воспитания действенной активности детей, реализуют ФОП ДО и соответствуют стандартизации дошкольного образования.
Практическая и социальная значимость заключается в возможности использования опыта работы педагогическими учреждениями, организующими обучение детей дошкольного возраста.
3. Теоретическое обоснование опыта.
Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью игровых технологий и упражнений по математике в рамках реализации ОО «Познавательное развитие». Целесообразность таких игр на занятиях определяется тем, что восприятие и действие с ними способствует овладению детьми знаниями по формированию знаний о геометрических фигурах, ради которых и используются эти игры и средства наглядности.
В этой области занимались такие ученные, как М. Монтессори, А. А Столяр, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель, Е. И. Щербакова. Они внесли много нового в разработку методов обучения детей. По их мнению, дети должны учиться в процессе игры и повседневной жизни.
С позиций идей педагогики развития организация математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. В процессе таких игровых технологий допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности. Кроме этого, в математических упражнениях игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи.
Была выдвинута следующая гипотеза: специальная образовательная деятельность, в том числе дидактические игры, по ознакомлению дошкольников с формами предметов способствуют расширению знаний не только о геометрических фигурах, но способствует общему развитию дошкольника.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении современных представлений об ознакомлении детей с геометрическими фигурами и формами предметов. Практическая значимость работы состоит в том, что была изучена специфика ознакомления детей с геометрическими фигурами и формами предметов, были подобраны дидактические игры по данной теме. Все структурные элементы игровых технологий по математике взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.
Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления и, далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию.
Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком.
Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
В среднем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о форме геометрического предмета. При помощи взрослых усваивается, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр и практической деятельности, они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.
С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) проблема формирования элементарных математических представлений, в том числе о геометрических фигурах, становится все более актуальной. Блок развития элементарных математических представлений в образовательной области «Познавательное развитие» предусматривает развитие сенсорных и интеллектуальных способностей дошкольников. У детей развивается мышление, что важно для дальнейшего познания окружающего мира, познания пространственных отношений между предметами, установление соответствующих связей, знакомство с формой предметов, их величиной. Все это способствует развитию у детей в дальнейшем логического мышления. Для полноценного развития детей и успешного последующего их обучения в школе нужно формировать у них и геометрические представления.
4. Условия реализации опыта.
Стратегия реализации ФОП при обучении математике включает в себя ряд основных принципов и методов работы. Индивидуализация образования, компетентностный подход, интеграция знаний и навыков, преодоление пассивного обучения - все эти факторы способствуют эффективной реализации ФОП и обеспечивают качественное образование по математике. Использование методов работы в малых группах, современных технологий, проектной работы и систематического контроля, и обратной связи также является важными компонентами успешной реализации ФОП.
Субъекты образовательного процесса - дети, воспитатель, родители – выступают активными его участниками.
Кадровое обеспечение - педагог, должен иметь специальное образование, а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии и дошкольной педагогике.
Санитарно-гигиенические условия - деятельность с детьми должна проводиться в помещениях, соответствующих требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Помещение должно быть оборудовано разновысотной мебелью в соответствии с ростом детей, хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Материально-техническое обеспечение - картотека дидактических игр и упражнений, атрибуты сюжетно-ролевых игр, игрушки (куклы, машины, мячи, колокольчики и др., комплекты демонстрационного материала, фишки, обручи, билеты разного цвета, бумага различного формата, фломастеры, цветные и простые карандаши, геометрические фигуры разной формы, цвета и величины, трафареты, лабиринты, магниты, схемы и другие атрибуты в необходимом для деятельности количестве.
Методическое условие - деятельность с детьми строится на приоритетном использовании игровых методов и приемов, обеспечивающих ситуацию успеха для каждого воспитанника. В организованной образовательной деятельности много времени уделяется играм, учебный материал также преподносится в игровой форме.
5. Средства реализации опыта.
Определяются исходя из специфики дошкольного возраста, особенностей организации образовательного процесса: слово и пример педагога, бытовое предметное окружение ребенка, материально-техническое (аудио и видео средства, наглядность).
6. Этапы реализации опыта.
Этапы Содержание деятельности
Информационно-аналитический - Изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и педагогической практики (анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы через Интернет-технологии и др.);
- Формирование информационного банка данных по проблеме (составление списка литературы, картотеки с дидактическими играми и упражнениями);
- Мониторинг субъектов образовательного процесса (диагностика детей, анкетирование родителей, анализ результатов).
Планово-прогностический - Определение зоны ближайшего развития на основе диагностики детей и планирования системы работы с детьми, проектирование ожидаемого результата, разработка комплекса дидактических игр и упражнений.
Организационно-исполнительский - Реализация разработанного комплекса;
- Обобщение и освещение промежуточных результатов (выступление на городских МО, конференциях, родительских собраниях, показ открытых занятий и мастер-классов).
Контрольно-диагностический - Осуществление контроля и оценки эффективности работы (повторная диагностика, сравнение результатов);
- Выявление позитивного опыта педагогической деятельности, доведение до социального окружения.
7. Технология опыта.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
1. Теоретически обосновать значение дидактических игр и упражнений в процессе формирования у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета.
2. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах и форме предмета.
3. Подобрать комплект дидактических материалов и изучить уровень сформированности у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
4. Разработать систему и внедрить комплекс дидактических игр и упражнений, способствующих формированию у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
5. На основе оценки эффективности разработанного комплекса сформулировать методические рекомендации по организации процесса формирования у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
8. Результативность опыта работы
Работая по данной теме, мною была изучена соответствующая литература и разработан примерный перспективный план, в который в ходе работы вносились корректировки.
При знакомстве дошкольников с геометрическими фигурами и их свойствами все их свойства выявляются экспериментальным путем. Отсюда использую особенности организации деятельности детей, подбор методов: большое место занимают практические методы и наглядные – это упражнения и дидактические игры.
Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.
Таким образом, при формировании представлений о геометрических фигурах с использованием игровых технологий и упражнений в рамках реализации ОО «Познавательное развитие» дети стали более активны на занятиях, используют свои знания в игровой деятельности и жизни, их высказывания основаны на доказательствах, мои воспитанники стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.
Субъекты образовательной деятельности Характеристика результатов
Дети Используя дидактические игры, как средство обучения, развития и воспитания, были выявлены положительные результаты. По результатам диагностики в конце учебного года можно проследить динамику формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему, что доказывает эффективность использования дидактических игр как одной из форм работы с детьми.
Детям очень нравятся игры математического содержания по формированию геометрических представлений. Они помогают раскрыть творческие способности, освоить новые навыки и знания, развивать ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учат размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Система работы по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов, дала положительные результаты в повышении мотивации дошкольников освоении геометрических знаний, совершенствовании умственных способностей. У детей сформировалась адекватная самооценка, снизилось чувство скованности, двигательная расторможенность, появилась уверенность в своих силах, повысился уровень произвольного внимания и общей инициативы, воображение.
Оценка результатов усвоения программного материала свидетельствует о положительной динамике.
Педагог Обобщила опыт по теме; выступила с докладами на педсовете на тему «Использование дидактических игр для совершенствования умственный способностей». Разработала перспективный план дидактических игр для детей средней группы, в котором отразила всю систему геометрических знаний.
Родители 100% родителей удовлетворены достижениями детей. Родители с удовольствием принимают активное участие в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Имею благодарности от родителей и выпускников.
Были разработаны консультации для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста», «Организация игр, формирующих представления о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников», «Родительская позиция о формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей в нашей группе»; наглядная информация, семинар-практикум «Веселая математика», которые приобщили к правильному использованию дидактических игр в домашних условиях. Помогли ознакомить родителей с многообразием дидактических игр и их уровнем сложности, зависящим от возраста детей и индивидуальных особенностей.
9. Перспективы развития опыта и адресная направленность.
Работа по данной теме представляет огромный потенциал. Предполагает организацию математического уголка, создание картотек и других пособий для деятельности по развитию представлений о геометрических фигурах и форме предмета, затраты средств, а также временные затраты на изучение методической литературы.
Организация работы требует четких знаний индивидуальных особенностей детей.
Опыт может быть использован педагогами, работающими в системе дошкольного образования, при наличии достаточного практического материала, творческой направленности, заинтересованности, использования в работе с детьми принципа развивающего обучения, а также родителями в совместных занятиях с детьми и студентами педагогических учебных заведений.