Папки-передвижки

Формирование представлений о геометрических фигурах с детьми среднего дошкольного возраста через игровые технологии

Елена Кукушкина
Формирование представлений о геометрических фигурах с детьми среднего дошкольного возраста через игровые технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 городского округа Вичуга

Опыт работы по теме:

«Формирование представлений о геометрических фигурах с детьми среднего дошкольного возраста через игровые технологии и упражнения в рамках реализации ОО «Познавательное развитие»

Выполнила:Кукушкина Е. В. ,воспитатель

2023

Содержание:

1. Сущность и новизна опыта.

2. Актуальность и перспективность опыта, его практическая и социальная значимость.

Публикация «Формирование представлений о геометрических фигурах с детьми среднего дошкольного возраста через игровые технологии» размещена в разделах

3. Теоретическое обоснование опыта.

4. Условия реализации опыта.

5. Средства реализации опыта.

6. Этапы реализации опыта.

7. Технология опыта.

8. Результативность опыта работы.

9. Перспективы развития опыта и адресная направленность.

1.

Сущность и новизна опыта.

«Игра - это самое серьезное дело.

В игре раскрывается перед детьми мир,

творческие способности личности.

Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается жизненный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это игра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

Сухомлинский В. А.

Основная идея опыта заключается в эффективности воздействия развивающих игр на развитие представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов.

Для прочного усвоения знаний детей необходимо заинтересовать их игрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием.

Одним из важных свойств окружающих предметов является форма : она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом.

Сравнение геометрической фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры : точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.

В своей педагогической практике я использую различные пути активизации познавательной деятельности по ФЭМП, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность воспитанников.

Новизна опыта заключается в использовании игровых технологий и в разработке дидактических игр для детей связанных с развитием представлений о геометрических фигурах и форме предметов, что способствует усвоению принципа обозначения фигур словом, формирует у детей общий подход к любой новой фигуре, умение отнести ее к определенной группе фигур. Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума.

Познание представлений о геометрических фигурах и форме предметов расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Развивающие математические игры и игровые технология стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Дидактическая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач.

Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи.

2. Актуальность и перспективность опыта, его практическая и социальная значимость.

Обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Важность темы опыта обусловлена тем, что игровые технологии и упражнения по математике в рамках реализации ОО «Познавательное развитие», способствуют развитию умственных способностей у детей, вызывают интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний.

Игры математического содержания по формированию представлений о геометрических фигурах помогают воспитывать у детей среднего дошкольного возраста познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Таким образом, формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей будет проходить более эффективно, если использовать дидактические игры с математическим содержанием.

Игровые технологии и упражнения по математике, если не делать из них самоцель, может выполнить свою исключительную роль, усиления сложного процесса учения, ускорения развития. В силу образности мышления ребенка, его эмоциональности и еще слабой способности к произвольному вниманию упражнения дают лучший результат, если они облекаются в занимательную форму, связываются с активной деятельностью. Выбранные формы организации познавательной деятельности является ценным средством воспитания действенной активности детей, реализуют ФОП ДО и соответствуют стандартизации дошкольного образования.

Практическая и социальная значимость заключается в возможности использования опыта работы педагогическими учреждениями, организующими обучение детей дошкольного возраста.

3. Теоретическое обоснование опыта.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью игровых технологий и упражнений по математике в рамках реализации ОО «Познавательное развитие». Целесообразность таких игр на занятиях определяется тем, что восприятие и действие с ними способствует овладению детьми знаниями по формированию знаний о геометрических фигурах, ради которых и используются эти игры и средства наглядности.

В этой области занимались такие ученные, как М. Монтессори, А. А Столяр, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель, Е. И. Щербакова. Они внесли много нового в разработку методов обучения детей. По их мнению, дети должны учиться в процессе игры и повседневной жизни.

С позиций идей педагогики развития организация математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. В процессе таких игровых технологий допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности. Кроме этого, в математических упражнениях игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи.

Была выдвинута следующая гипотеза: специальная образовательная деятельность, в том числе дидактические игры, по ознакомлению дошкольников с формами предметов способствуют расширению знаний не только о геометрических фигурах, но способствует общему развитию дошкольника.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении современных представлений об ознакомлении детей с геометрическими фигурами и формами предметов. Практическая значимость работы состоит в том, что была изучена специфика ознакомления детей с геометрическими фигурами и формами предметов, были подобраны дидактические игры по данной теме. Все структурные элементы игровых технологий по математике взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления и, далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком.

Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

В среднем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о форме геометрического предмета. При помощи взрослых усваивается, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр и практической деятельности, они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) проблема формирования элементарных математических представлений, в том числе о геометрических фигурах, становится все более актуальной. Блок развития элементарных математических представлений в образовательной области «Познавательное развитие» предусматривает развитие сенсорных и интеллектуальных способностей дошкольников. У детей развивается мышление, что важно для дальнейшего познания окружающего мира, познания пространственных отношений между предметами, установление соответствующих связей, знакомство с формой предметов, их величиной. Все это способствует развитию у детей в дальнейшем логического мышления. Для полноценного развития детей и успешного последующего их обучения в школе нужно формировать у них и геометрические представления.

4. Условия реализации опыта.

Стратегия реализации ФОП при обучении математике включает в себя ряд основных принципов и методов работы. Индивидуализация образования, компетентностный подход, интеграция знаний и навыков, преодоление пассивного обучения - все эти факторы способствуют эффективной реализации ФОП и обеспечивают качественное образование по математике. Использование методов работы в малых группах, современных технологий, проектной работы и систематического контроля, и обратной связи также является важными компонентами успешной реализации ФОП.

Субъекты образовательного процесса - дети, воспитатель, родители – выступают активными его участниками.

Кадровое обеспечение - педагог, должен иметь специальное образование, а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии и дошкольной педагогике.

Санитарно-гигиенические условия - деятельность с детьми должна проводиться в помещениях, соответствующих требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Помещение должно быть оборудовано разновысотной мебелью в соответствии с ростом детей, хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Материально-техническое обеспечение - картотека дидактических игр и упражнений, атрибуты сюжетно-ролевых игр, игрушки (куклы, машины, мячи, колокольчики и др., комплекты демонстрационного материала, фишки, обручи, билеты разного цвета, бумага различного формата, фломастеры, цветные и простые карандаши, геометрические фигуры разной формы, цвета и величины, трафареты, лабиринты, магниты, схемы и другие атрибуты в необходимом для деятельности количестве.

Методическое условие - деятельность с детьми строится на приоритетном использовании игровых методов и приемов, обеспечивающих ситуацию успеха для каждого воспитанника. В организованной образовательной деятельности много времени уделяется играм, учебный материал также преподносится в игровой форме.

5. Средства реализации опыта.

Определяются исходя из специфики дошкольного возраста, особенностей организации образовательного процесса: слово и пример педагога, бытовое предметное окружение ребенка, материально-техническое (аудио и видео средства, наглядность).

6. Этапы реализации опыта.

Этапы Содержание деятельности

Информационно-аналитический - Изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и педагогической практики (анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы через Интернет-технологии и др.);

- Формирование информационного банка данных по проблеме (составление списка литературы, картотеки с дидактическими играми и упражнениями);

- Мониторинг субъектов образовательного процесса (диагностика детей, анкетирование родителей, анализ результатов).

Планово-прогностический - Определение зоны ближайшего развития на основе диагностики детей и планирования системы работы с детьми, проектирование ожидаемого результата, разработка комплекса дидактических игр и упражнений.

Организационно-исполнительский - Реализация разработанного комплекса;

- Обобщение и освещение промежуточных результатов (выступление на городских МО, конференциях, родительских собраниях, показ открытых занятий и мастер-классов).

Контрольно-диагностический - Осуществление контроля и оценки эффективности работы (повторная диагностика, сравнение результатов);

- Выявление позитивного опыта педагогической деятельности, доведение до социального окружения.

7. Технология опыта.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

1. Теоретически обосновать значение дидактических игр и упражнений в процессе формирования у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета.

2. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах и форме предмета.

3. Подобрать комплект дидактических материалов и изучить уровень сформированности у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

4. Разработать систему и внедрить комплекс дидактических игр и упражнений, способствующих формированию у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

5. На основе оценки эффективности разработанного комплекса сформулировать методические рекомендации по организации процесса формирования у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

8. Результативность опыта работы

Работая по данной теме, мною была изучена соответствующая литература и разработан примерный перспективный план, в который в ходе работы вносились корректировки.

При знакомстве дошкольников с геометрическими фигурами и их свойствами все их свойства выявляются экспериментальным путем. Отсюда использую особенности организации деятельности детей, подбор методов: большое место занимают практические методы и наглядные – это упражнения и дидактические игры.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.

Таким образом, при формировании представлений о геометрических фигурах с использованием игровых технологий и упражнений в рамках реализации ОО «Познавательное развитие» дети стали более активны на занятиях, используют свои знания в игровой деятельности и жизни, их высказывания основаны на доказательствах, мои воспитанники стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.

Субъекты образовательной деятельности Характеристика результатов

Дети Используя дидактические игры, как средство обучения, развития и воспитания, были выявлены положительные результаты. По результатам диагностики в конце учебного года можно проследить динамику формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

Дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему, что доказывает эффективность использования дидактических игр как одной из форм работы с детьми.

Детям очень нравятся игры математического содержания по формированию геометрических представлений. Они помогают раскрыть творческие способности, освоить новые навыки и знания, развивать ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учат размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Система работы по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов, дала положительные результаты в повышении мотивации дошкольников освоении геометрических знаний, совершенствовании умственных способностей. У детей сформировалась адекватная самооценка, снизилось чувство скованности, двигательная расторможенность, появилась уверенность в своих силах, повысился уровень произвольного внимания и общей инициативы, воображение.

Оценка результатов усвоения программного материала свидетельствует о положительной динамике.

Педагог Обобщила опыт по теме; выступила с докладами на педсовете на тему «Использование дидактических игр для совершенствования умственный способностей». Разработала перспективный план дидактических игр для детей средней группы, в котором отразила всю систему геометрических знаний.

Родители 100% родителей удовлетворены достижениями детей. Родители с удовольствием принимают активное участие в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Имею благодарности от родителей и выпускников.

Были разработаны консультации для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста», «Организация игр, формирующих представления о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников», «Родительская позиция о формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей в нашей группе»; наглядная информация, семинар-практикум «Веселая математика», которые приобщили к правильному использованию дидактических игр в домашних условиях. Помогли ознакомить родителей с многообразием дидактических игр и их уровнем сложности, зависящим от возраста детей и индивидуальных особенностей.

9. Перспективы развития опыта и адресная направленность.

Работа по данной теме представляет огромный потенциал. Предполагает организацию математического уголка, создание картотек и других пособий для деятельности по развитию представлений о геометрических фигурах и форме предмета, затраты средств, а также временные затраты на изучение методической литературы.

Организация работы требует четких знаний индивидуальных особенностей детей.

Опыт может быть использован педагогами, работающими в системе дошкольного образования, при наличии достаточного практического материала, творческой направленности, заинтересованности, использования в работе с детьми принципа развивающего обучения, а также родителями в совместных занятиях с детьми и студентами педагогических учебных заведений.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Формирование знаний о геометрических фигурах Образование — лицо разума. Кей-Кавус Формирование знаний о геометрических фигурах в старшей группе Математическому развитию отводится значительное.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Разработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группеРазработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группе Формирование представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник» Цель занятия: Формирование умения сравнивать и различать.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2 Ознакомление детей с геометрическими фигурами позволяет им анализировать мир, тот мир, который его окружает.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование представлений о геометрических фигурах с детьми среднего дошкольного возраста через игровые технологии
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 19:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о геометрических фигурах с детьми среднего дошкольного возраста через игровые технологии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кукушкина (УИ 1888988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД