Марина Антипова
Опыт работы по краеведению
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых важных задач нашего времени. Актуальность занятия по краеведению в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главной задачей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны. Цель которую я ставила перед собой – воспитание духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества.
Публикация «Опыт работы по краеведению» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Принципы по которым строилась работа :
- создание в группе развивающей, предметно – пространственной среды по краеведению
- подбор материала с учётом возрастных возможностей дошкольников
- системное планирование от простого к сложному, использование на каждом занятии наглядного материала и технических средств обучения
- вовлечение родителей в педагогический процесс для реализации творческих задатков ребёнка
Формы работы :
Одним из наиболее любимых форм работы для детей стали :
- экскурсии, беседы
- посещение музеев
- праздники, развлечения, викторины
- организация выставок, фотовыставок, конкурсов, встреч, продуктивная трудовая деятельность
- выпуск стенгазет к праздникам
Работа была построена по следующим блокам
Знакомство с семьей, д/садом, улицей, микрорайоном. Знакомство с городом, его достопримечательностями и культурным наследием. Знакомство с Россией, ее историческим прошлым, значимостью страны в мире, национальным наследием и многонациональностью в будущем
Задачи патриотического воспитания настолько глубоки и серьёзны, что без участия родителей невозможно выполнить их полно. Понимая значение семейных традиций в становлении личности ребёнка, проведено анкетирование родителей, анализ полученных результатов показал, что в современных семьях сохранились лишь элементы традиций прошлых столетий. Большинство таких традиций связаны с особым проведением праздников, в некоторых семьях сохранились традиции совместных чайпитий, настольных семейных игр, для отдельных семей характерны совместные походы (посещение музеев, театров и т. д., а потом обсуждение увиденного. Но в основном анализ показал, что в большинстве современных семей дошкольнтков не приобщают к семейным традициям. В детском саду проводился круглый стол «А у нас в семье так», на этой встрече родители и воспитатели обсуждают, какие семейные традиции доступны пониманию дошкольников и как приобщить дошкольников к традициям своей семьи. Особое внимание уделяется традициям которые следует возродить.
Образовательная деятельность по краеведению проходит в тесном сотрудничестве с родителями
- предлагаются задания для выполнения с родителями
- творческое задание для детей
- игры с детьми для закрепления материала
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Поговорить о своей семье. Выполнить генеалогические древа каждой семьи. Оформить титульный лист для портфолио своего ребенка. Нарисовать портреты своих мам и пап. Оформить лист имени своего ребенка и своих близких родственников.
Оформить герб своей семьи.
2. Рассказывать ребенку о своем городе, своей улице. Посещать музеи и выставки города. Посещать представления для детей в библиотеке города. Знакомить с историей города. Подготовить проект «Дворик моей мечты», «Друг моего ребенка».
3. Учавствовать во всех мероприятиях города – 9 мая, День города, День труда и др. Познакомить детей со своими родственниками, которые были на войне. Оформить фотовыставку своего ребенка по мемориальным памятникам города. Поздравлять героев войны с Днем победы. Помочь в организации встречи с нынешними героями (те, кто служил в армии, участвовал в военных действиях и проявил себя как герой)
4. Объяснять ребенку значение слов и словосочетаний: подвиг, герой, героический поступок, ветеран, победа.
5. Помогать в организации выставок с фотографиями о городе, о его истории, нынешними изменениями, памятниками, выставками, флоры и фауны.
6. Совершать экскурсии в ближайшие к саду места. (школа, д\сад, парикмахерская, кафе, администрация идр). Беседовать с детьми обо всем увиденном, делать с детьми зарисовки и писать рассказы.
7. Изучать символику города и других городов. Названия улиц и площадей города.
8. Изготовить кормушки и сделать запасы для птиц.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. В каких памятных местах города ты побывал?
2. Что изображено на открытке, фотографии, которые ты принес в детский сад?
3. Кто из твоих родных был на войне? Какие есть награды? Кто служил в армии? Какие есть награды?
4. Знаешь ли ты награды, которыми награждают героев войны, России, труда?
5. Кому из знаменитых людей поставлены памятники в Тамбове? Что ты знаешь об этих людях?
6. Знаешь ли ты народные песни, частушки, пляски? Покажи и расскажи
7. Нарисуй красивое здание Тамбова. Вечерний город. Фонтаны.
8. Вырастить растение и подарить младшим дошкольникам или украсить детский сад.
9. Разучить песни о родном городе.
10. Разгадывать кроссворды о городе.
11. Раскрась национальный костюм по шаблону.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
«ГОСТИ ГОРОДА» - позволяет уточнить и закрепить знания детей о своем городе, больше знать о его достопримечательностях, воспитывает любовь к своему городу.
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ» - закрепляют знание детей о родном городе, кто в нем живет и трудится, какой транспорт, как украшен, единая архитектура, неповторимые объекты.
«УЗНАЙ, ГДЕ НАХОДИШСЯ» - воспитатель раздает открытки с видами города. Дети рассказывают, где они находятся и что с этим местом связано в городе.
«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ ГОРОД» - раздается по 3 фотографии. У воспитателя фишки или карточки одного цвета. Воспитатель называет достопримечательность. Если ребенок узнал ее у себя на фотографии, то он закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто больше фотографий закроет.