Папки-передвижки

Из опыта работы по краеведению «Ребёнок и родной край»

Юлия Смирнова
Из опыта работы по краеведению «Ребёнок и родной край»
▼ Скачать + Заказать документы

Чрезвычайно актуальной в настоящее время является задача воспитания подрастающего поколения музейными средствами, прежде всего дошкольников, так как именно в этом возрасте формируются основы личности.

Если человека с детства научить любить сою «малую» родину - свой город, своё село, деревню, научить любить берёзку, что растёт напротив его дома, он потом и «большую» Родину, страну свою лучше понимать и любить будет. Поэтому проблема «малой» родины сейчас становится одной из наиболее актуальных в системе воспитания, и решение её зависит от взрослых – педагогов и родителей. Они должны знакомить детей старшего дошкольного возраста с историей родного города (села, деревни, с происхождением его названия, с местными географическими и историческими достопримечательностями.

Публикация «Из опыта работы по краеведению „Ребёнок и родной край“» размещена в разделах

При работе с детьми старшего дошкольного возраста я ставила следующие задачи:

1. Всестороннее гармоническое развитие каждого ребёнка на основе комплексного подхода к воспитанию;

2. Формирование творческой активности ребёнка, его эстетических чувств, вкусов, идеалов с помощью музейных средств;

3. Развитие у эмоций, воображения и фантазии;

4. Формирование исторического сознания, навыков осмысленного участия в документировании истории природы и общества для выработки научного мировоззрения.

5. Воспитание музейной культуры.

Остановимся коротко на этих задачах:

1. Занятия, проводимые в музее детского сада, дают возможность для к

комплексного воспитания, обеспечивающее гармоническое развитие ребёнка. Фундаментом здесь служит историческое сознание, а на его основе – патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое воспитание. Комплексный подход носят и отдельные занятия, в которые включаются пение, стихи, танцы, музыка соответствующей эпохи, используются костюмы и отдельные их элементы, документирующие эпоху.

2. Занятия в дошкольном музее помогают формировать творческую активность ребёнка, его эстетические чувства.

В настоящее время возникает такая культурно-коммуникативная ситуация, когда приобретение новых знаний перестаёт быть главной задачей образовательно-воспитательной работы, а рассматривается лишь как одно из важнейших средств образования и развития личности. В новых условиях ребёнка необходимо ориентировать не на запоминание информации, а творческую её переработку. Главной задачей становится воспитание активной личности. Активизации творческого начала способствует игровой, ролевой и вопросно-ответные методы. Музей в ДОУ имеет огромные возможности для развития эстетических чувств и вкусов, в процессе таких занятий большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного. Это чувство воспитывается как с помощью внешнего вида предмета, так и с учётом содержательных сторон.

3. Близка к предыдущей задача развития эмоционального мира ребёнка, его воображения и фантазии. Подлинные предметы, которые находятся в музее ДОУ вызывают у детей эмоции. При восприятии предметов активизируются воображение и фантазия.

4. Особо важной задачей является, формирование исторического сознания, навыков осмысленного участия в документировании истории природы и общества для выработки научного мировоззрения.

Историческое сознание помогает ориентироваться во времени и пространстве, в прошлом, настоящем и будущем, подводит к мысли об изменяемости всего на земле. В процессе занятий у ребёнка возникает представление о движении времени.

5. Воспитание музейной культуры.

Под музейной культурой понимается умение оценивать предметы музейного значения, бережно относится к памятникам, к документальным свидетельствам прошлого, и их охранять.

На музейных занятиях при работе с детьми дошкольного возраста я использовала следующие методы:

1. Игровой метод:

- «погружение», «вовлечение» в прошлое;

- ролевой метод;

- метод театрализации;

На занятиях используются информационно – коммуникативные технологии.

2. вопросно-ответный метод

1. Игровой метод. Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра – наиболее активная форма познания мира для детей. Поэтому все занятия в музее ДОУ построены на игре. Игровая форма используется в самом процессе путешествий в прошлое, в процессе «вовлечения» реалий прошлого.

- «Погружение», «вовлечение» в прошлое. Мой опыт показывает, что лучше всего дети начинают понимать прошлое, лишь «погружаясь» в него, то есть совершая мысленные погружения в прошлое. Желательно, чтобы ребята представляли в своём воображении мир глазами человека иного времени.

- Ролевой метод. Наиболее эффективен метод в получении детьми социальных ролей. Дети начинают по- настоящему чувствовать историю, лишь когда сами что-то переживают.

- Метод театрализации. Очень важно включить в занятия отдельные моменты театрализации, воссоздания прошлого, его реалии, а также музыку, пение, танцы.

2. Вопросно-ответный метод.

На занятиях детям предлагается система вопросов и ответов. У детей должно создаться ощущение, что они сами до всего додумались.

Приведу примеры вопросов:

- Кто и как сделал предмет?

- Зачем, для чего предмет служил в своё время;

- Из чего сделан предмет?

- Кому он принадлежал?

- Если бы ты нашёл старинную вещь, как бы ты с ней поступил?

- Чтобы ты сделал в первый день пребывания в прошлом?

-Сравни этот предмет, с тем чем пользуемся сегодня?

- Что у тебя дома интересного с исторической точки зрения?

При разработке программы «Ребёнок и родной край», я ставила перед собой задачи воспитать из маленьких ребят будущих граждан, которые будут бережно относиться к движимым и недвижимым памятникам своей страны, не допустят варварского отношения к истории, не станут подгонять памятники прошлого под современный «идеал красоты», так как эти идеалы меняются с ходом истории.

Программа подразумевает определенную систему освоения с детьми предметного мира культуры. Она рассчитана на два года обучения: в первый год занятия проводятся с воспитанниками старшей группы, во второй подготовительной. Программа включает в себя следующие разделы:

1. Природа Кинешемского края.

2. Животный мир Кинешемского края.

3. Быт. Жизнь. Основные занятия горожан.

4. Театр. Его история и развитие.

5. Знаменитые Кинешемцы.

6. Защитники отечества Кинешемского края.

Публикации по теме:

«Наш родной край» Борисоглебск назван был давно, В честь двух святых то жили на Руси И пусть немало времени прошло, Их вечно будем помнить мы! Дмитрий Вонави.

«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной» Обобщение опыта работы в рамках программы «Росинка» Подготовила: воспитатель реабилитационной группы № 2 социальной реабилитации Костева.

Конспект занятий по краеведению в подготовительной группе «Наш край родной» Цель: Закреплять представления о малой Родине - Борисоглебском округе, его символике, растительном и животном мире, природных богатствах;.

Конспект занятия по краеведению «Тула-мой край родной» Конспект занятия по краеведению в младшей группе «Тула - мой край родной» Наталия Черникова Конспект занятия по краеведению в первой младшей.

Конспект занятия по краеведению «Родной город — Копейск» Цели: Продолжать знакомить детей с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу.

Край родной-край чувашскийКрай родной-край чувашский Край родной. Край Чувашский. В МБДОУ №4 «Ладушки» в подготовительной группе «Ромашка» прошло развлечение на тему: «Край родной - Край.

Ликбез для родителей «Из опыта работы. Если ваш ребёнок ещё не читает»Ликбез для родителей «Из опыта работы. Если ваш ребёнок ещё не читает» ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЕЩЕ НЕ ЧИТАЕТ и даже не знает буквы, у него есть время. Мы с вами живем в мире звуков. Они окружают нас повсюду. Иногда.

Проект по краеведению в средней группе «Мой родной город — Нерехта» Актуальность проекта: Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в.

Проект «Родной край» МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №168 Старшая группа Воспитатель: Гончарова Анна Александровна Проект по нравственно-патриотическому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по краеведению «Ребёнок и родной край»
Опубликовано: 15 октября 2016 в 22:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы по краеведению «Ребёнок и родной край»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД