Юлия Смирнова
Из опыта работы по краеведению «Ребёнок и родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Чрезвычайно актуальной в настоящее время является задача воспитания подрастающего поколения музейными средствами, прежде всего дошкольников, так как именно в этом возрасте формируются основы личности.
Если человека с детства научить любить сою «малую» родину - свой город, своё село, деревню, научить любить берёзку, что растёт напротив его дома, он потом и «большую» Родину, страну свою лучше понимать и любить будет. Поэтому проблема «малой» родины сейчас становится одной из наиболее актуальных в системе воспитания, и решение её зависит от взрослых – педагогов и родителей. Они должны знакомить детей старшего дошкольного возраста с историей родного города (села, деревни, с происхождением его названия, с местными географическими и историческими достопримечательностями.
Публикация «Из опыта работы по краеведению „Ребёнок и родной край“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
При работе с детьми старшего дошкольного возраста я ставила следующие задачи:
1. Всестороннее гармоническое развитие каждого ребёнка на основе комплексного подхода к воспитанию;
2. Формирование творческой активности ребёнка, его эстетических чувств, вкусов, идеалов с помощью музейных средств;
3. Развитие у эмоций, воображения и фантазии;
4. Формирование исторического сознания, навыков осмысленного участия в документировании истории природы и общества для выработки научного мировоззрения.
5. Воспитание музейной культуры.
Остановимся коротко на этих задачах:
1. Занятия, проводимые в музее детского сада, дают возможность для к
комплексного воспитания, обеспечивающее гармоническое развитие ребёнка. Фундаментом здесь служит историческое сознание, а на его основе – патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое воспитание. Комплексный подход носят и отдельные занятия, в которые включаются пение, стихи, танцы, музыка соответствующей эпохи, используются костюмы и отдельные их элементы, документирующие эпоху.
2. Занятия в дошкольном музее помогают формировать творческую активность ребёнка, его эстетические чувства.
В настоящее время возникает такая культурно-коммуникативная ситуация, когда приобретение новых знаний перестаёт быть главной задачей образовательно-воспитательной работы, а рассматривается лишь как одно из важнейших средств образования и развития личности. В новых условиях ребёнка необходимо ориентировать не на запоминание информации, а творческую её переработку. Главной задачей становится воспитание активной личности. Активизации творческого начала способствует игровой, ролевой и вопросно-ответные методы. Музей в ДОУ имеет огромные возможности для развития эстетических чувств и вкусов, в процессе таких занятий большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного. Это чувство воспитывается как с помощью внешнего вида предмета, так и с учётом содержательных сторон.
3. Близка к предыдущей задача развития эмоционального мира ребёнка, его воображения и фантазии. Подлинные предметы, которые находятся в музее ДОУ вызывают у детей эмоции. При восприятии предметов активизируются воображение и фантазия.
4. Особо важной задачей является, формирование исторического сознания, навыков осмысленного участия в документировании истории природы и общества для выработки научного мировоззрения.
Историческое сознание помогает ориентироваться во времени и пространстве, в прошлом, настоящем и будущем, подводит к мысли об изменяемости всего на земле. В процессе занятий у ребёнка возникает представление о движении времени.
5. Воспитание музейной культуры.
Под музейной культурой понимается умение оценивать предметы музейного значения, бережно относится к памятникам, к документальным свидетельствам прошлого, и их охранять.
На музейных занятиях при работе с детьми дошкольного возраста я использовала следующие методы:
1. Игровой метод:
- «погружение», «вовлечение» в прошлое;
- ролевой метод;
- метод театрализации;
На занятиях используются информационно – коммуникативные технологии.
2. вопросно-ответный метод
1. Игровой метод. Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра – наиболее активная форма познания мира для детей. Поэтому все занятия в музее ДОУ построены на игре. Игровая форма используется в самом процессе путешествий в прошлое, в процессе «вовлечения» реалий прошлого.
- «Погружение», «вовлечение» в прошлое. Мой опыт показывает, что лучше всего дети начинают понимать прошлое, лишь «погружаясь» в него, то есть совершая мысленные погружения в прошлое. Желательно, чтобы ребята представляли в своём воображении мир глазами человека иного времени.
- Ролевой метод. Наиболее эффективен метод в получении детьми социальных ролей. Дети начинают по- настоящему чувствовать историю, лишь когда сами что-то переживают.
- Метод театрализации. Очень важно включить в занятия отдельные моменты театрализации, воссоздания прошлого, его реалии, а также музыку, пение, танцы.
2. Вопросно-ответный метод.
На занятиях детям предлагается система вопросов и ответов. У детей должно создаться ощущение, что они сами до всего додумались.
Приведу примеры вопросов:
- Кто и как сделал предмет?
- Зачем, для чего предмет служил в своё время;
- Из чего сделан предмет?
- Кому он принадлежал?
- Если бы ты нашёл старинную вещь, как бы ты с ней поступил?
- Чтобы ты сделал в первый день пребывания в прошлом?
-Сравни этот предмет, с тем чем пользуемся сегодня?
- Что у тебя дома интересного с исторической точки зрения?
При разработке программы «Ребёнок и родной край», я ставила перед собой задачи воспитать из маленьких ребят будущих граждан, которые будут бережно относиться к движимым и недвижимым памятникам своей страны, не допустят варварского отношения к истории, не станут подгонять памятники прошлого под современный «идеал красоты», так как эти идеалы меняются с ходом истории.
Программа подразумевает определенную систему освоения с детьми предметного мира культуры. Она рассчитана на два года обучения: в первый год занятия проводятся с воспитанниками старшей группы, во второй подготовительной. Программа включает в себя следующие разделы:
1. Природа Кинешемского края.
2. Животный мир Кинешемского края.
3. Быт. Жизнь. Основные занятия горожан.
4. Театр. Его история и развитие.
5. Знаменитые Кинешемцы.
6. Защитники отечества Кинешемского края.