Лучший педагог года

Опыт работы по художественно-эстетическому развитию посредством приобщения к народному творчеству в подготовительной группе

Елена Кустовская
Опыт работы по художественно-эстетическому развитию посредством приобщения к народному творчеству в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развитие художественно – эстетического потенциала личности дошкольника через приобщение к народному творчеству с учетом современных требований».

Подготовила воспитатель подготовительной группы Кустовская Е. В.

Публикация «Опыт работы по художественно-эстетическому развитию посредством приобщения к народному творчеству в подготовительной группе» размещена в разделах

Народное искусство зародилось и развивалось в давние времена. Но, развиваясь, оно все же оставалось довольно консервативным. Узоры могли меняться, но основные их элементы и сюжеты, форма глиняной игрушки, посуды, фасон традиционной одежды повторялись из века в век, из поколения в поколение. Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века, несмотря на исторические потрясения.

В былые времена, когда фабрик и, соответственно, заводских изделий еще не было, все предметы быта были самодельными – от чашки и ложки до одежды, обуви, игрушек, инструментов. Еще в недалеком прошлом народное искусство и ремесла служили способом хоть немного разнообразить и украсить тяжелый и небогатый крестьянский быт, скоротать долгие зимние вечера за интересным делом. Народное искусство служило носителем информации, сохраняло знания о былом, являлось отражением народной мудрости и воплощением красоты.

В современном мире народное искусство потеряло свое прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение и дешевизна предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей практически уничтожили традиционные ремесла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне, но их произведения в современном мире больше не выполняют исконных функций, превратившись в «сувенирную продукцию». Но все не так грустно. Народное искусство не ушло из нашей жизни и не уйдет еще долго – оно нашло свою нишу в педагогике.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.

Декоративно-прикладное народное творчество возникло и развивалось одновременно с появлением и развитием материального производства. Чтобы украсить свой быт, привнести праздничное настроение в суровые будни, люди украшали предметы повседневного обихода. Материалом и объектом для творчества могло служить что угодно: посуда и разнообразная утварь, предметы мебели и одежда становились произведениями искусства.

В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение нам педагогам.

Работа по приобщению детей к народному творчеству в подготовительной группе «Звездочка» ведется согласно рабочей программы «От рождения до школы» Е. Н. Веракса. В разделе «Художественно – эстетическое развитие» и «Познавательное развитие», где обозначены следующие задачи:

1. Умеет создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).

2. Сформированно умение свободно владеть карандашом, кистью при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально).

3. Осуществляет движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома, оживок (городец) и др.

4. Видит красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствует плавные переходы оттенков цвета.

5. Умеет выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определённого вида.

6. Создает композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывает вылепленные детьми игрушки.

7. Умеет при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

8. Развиты навыки декоративной лепки; использует разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф, применять стеку.

9. Умеет при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Работа по реализации задач по данному направлению включает в себя:

-организацию предметно-развивающей среды;

-ОВД;

-беседы;

-чтение тематической литературы;

-индивидуальные, дидактические, развивающие игры;

-рассматривание репродукций картин;

- создание индивидуальных и коллективных композиций в лепке, аппликации, рисовании;

-самостоятельная деятельность в уголке художественно – эстетического развития;

-культурно – досуговые мероприятия;

-проектная деятельность;

-работа с родителями.

В группе создана предметно-развивающая среда для формирования у детей художественно - эстетического развития, имеются разнообразные материалы для творчества, наглядный материал, репродукции картин, тематическая литература.

Наглядно-демонстрационный материал

Дымковские игрушки;

матрешка сборная; вышивка, кружево, деревянные игрушки, плетеные корзинки.

пособие «Народные промыслы», «Дошкольникам об искусстве»;

посуда, ложки (хохлома);

малые скульптурные формы;

папка «Книжная графика».

Раскраски:

«Матрешки», «Расписная посуда», «Дымковская роспись», «Гжельская роспись».

Раскрась пластилином «Морские жители», «Необыкновенные птицы», «Домашние любимцы», «Полетели в небо».

Учимся рисовать «Хохломская роспись».

Наглядно – дидактическое пособие «Мир искусства».

Наглядно – дидактическое пособие «Каргополь» - народная игрушка.

Художники-иллюстраторы»;

плакат «Цвета и оттенки»; альбом «Наше творчество».

Демонстрационные картинки, беседы, раздаточные карточки, закладки «Народные промыслы России».

Дети с удовольствием участвуют в беседах по теме «Народные промыслы России» - «Богородская игрушка», «Вологодское кружево», «Гжель», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Жостово», «Лаковые миниатюры», «Матрешка», Павловопосадские платки», «Хохлома». Активно работают в раскрасках «Раскрась пластилином», лепят из глины народные игрушки, развиты навыки декоративной лепки; используют разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф).

Дети активно и с желанием участвуют в художественно - эстетической деятельности. Так на занятии создают узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).

Дети проявляют положительный эмоциональный отклик на предложение поиграть в дидактические игры по художественно - эстетическому развитию. Так же участвуют в изготовлении дидактического материала для занятий.

За период сентября 2019г - январь 2020г. с родителями воспитанников запланирована и проводилась работа по художественно - эстетическому развитию.

17 декабря было проведено родительское собрание

Тема: Способствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников через приобщение к народному творчеству с учётом современных требований.

Информация. Способствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников через приобщение к народному творчеству с учётом современных требований.

Мастер – класс для родителей «Народное творчество. Нетрадиционные техники рисования»

10 декабря 2019 года была дана консультация «Новые технологии в изодеятельности»

9 января 2020 года в уголке для родителей разместила полезные советы «Народное творчество – это актуально».

Запланирована выставка рисунков к 23 февраля и 8 марта, с детьми изготовим семейный абонемент «В гостях у художника» и пригласим родителей.

ВЫВОД: Анализ педагогического наблюдения за индивидуальным развитием детей по художественно – эстетическому развитию в группе «Звездочка» показал следующие результаты: на начало 2019 учебного года – 3 балла (75%, на период февраль 2020 год. - 3,5 б. (88%). Динамика составила - 0,5 б. (13%). Этому способствовала систематическая работа с детьми, используя разнообразные формы работы и инновационные технологии. Дети активно участвуют в играх, беседах, продуктивной деятельности по художественно - эстетическому развитию через приобщение детей к народному творчеству. Индивидуальная работа с детьми планируется в течение всего дня по результатам данных педагогического наблюдения.

Прогнозирование:

1. Продолжать работу по художественно - эстетическому развитию через приобщение детей к народному творчеству с детьми подготовительной группы «Звездочка», используя инновационный подход.

2. Проводить индивидуальную работу с детьми в течение всего дня, согласно результатам данных педагогического наблюдения.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении ООД по художественно-эстетическому развитию «Дед Мороз» в подготовительной группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ООД по художественно-эстетическому развитию «Дед Мороз» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Фотоотчёт о проведении.

Комплексно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе (I часть) Месяц: Сентябрь Неделя: III Непрерывная образовательная деятельность. Рисование. «Вкусные дары щедрой осени» Цели и задачи: -Вызвать у.

Комплексно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе (II часть) Месяц: Декабрь Неделя: I Непрерывная образовательная деятельность. Рисование. «Круглый год» Цели и задачи: -Учить детей самостоятельно.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Золотая хохлома» в подготовительной группе Тема: «Золотая хохлома».(итоговое) Цель: Роспись деревянных заготовок разной формы хохломскими узорами. Программное содержание: Обобщать.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Аппликация «Колючие комочки»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Аппликация «Колючие комочки» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Вид деятельности: Изобразительная деятельность. Аппликация. Возрастная группа:.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Снегирь-птица зимы»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Снегирь-птица зимы» Задачи: - расширять знания детей о зимующей птице-снегирь; - уточнить представление о внешнем виде снегиря; - продолжить знакомить детей.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей подготовительной группе «Серебряное копытце»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей подготовительной группе «Серебряное копытце» Цель: закрепление умений смешивания цвета с белилами для получения различных оттенков. Задачи: • продолжать учить цветом создавать выразительность.

Конспект НОД по художественно эстетическому развитию в подготовительной группе «Ходит осень по дорожкам»Конспект НОД по художественно эстетическому развитию в подготовительной группе «Ходит осень по дорожкам» Цель: Формировать умения детей видеть изменения в природе и передавать их в рисунке, соблюдая колорит, характерный для «золотой осени».

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Красавица Зима» Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему: «Красавица.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «К нам пришла весна» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в подготовительной к школе группе «К нам пришла весна»Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по художественно-эстетическому развитию посредством приобщения к народному творчеству в подготовительной группе
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 15:02
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по художественно-эстетическому развитию посредством приобщения к народному творчеству в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кустовская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД