Елена Кустовская
Опыт работы по художественно-эстетическому развитию посредством приобщения к народному творчеству в подготовительной группе
Тема: «Развитие художественно – эстетического потенциала личности дошкольника через приобщение к народному творчеству с учетом современных требований».
Подготовила воспитатель подготовительной группы Кустовская Е. В.
Публикация «Опыт работы по художественно-эстетическому развитию посредством приобщения к народному творчеству в подготовительной группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Народное искусство зародилось и развивалось в давние времена. Но, развиваясь, оно все же оставалось довольно консервативным. Узоры могли меняться, но основные их элементы и сюжеты, форма глиняной игрушки, посуды, фасон традиционной одежды повторялись из века в век, из поколения в поколение. Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века, несмотря на исторические потрясения.
В былые времена, когда фабрик и, соответственно, заводских изделий еще не было, все предметы быта были самодельными – от чашки и ложки до одежды, обуви, игрушек, инструментов. Еще в недалеком прошлом народное искусство и ремесла служили способом хоть немного разнообразить и украсить тяжелый и небогатый крестьянский быт, скоротать долгие зимние вечера за интересным делом. Народное искусство служило носителем информации, сохраняло знания о былом, являлось отражением народной мудрости и воплощением красоты.
В современном мире народное искусство потеряло свое прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение и дешевизна предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей практически уничтожили традиционные ремесла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне, но их произведения в современном мире больше не выполняют исконных функций, превратившись в «сувенирную продукцию». Но все не так грустно. Народное искусство не ушло из нашей жизни и не уйдет еще долго – оно нашло свою нишу в педагогике.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.
Декоративно-прикладное народное творчество возникло и развивалось одновременно с появлением и развитием материального производства. Чтобы украсить свой быт, привнести праздничное настроение в суровые будни, люди украшали предметы повседневного обихода. Материалом и объектом для творчества могло служить что угодно: посуда и разнообразная утварь, предметы мебели и одежда становились произведениями искусства.
В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение нам педагогам.
Работа по приобщению детей к народному творчеству в подготовительной группе «Звездочка» ведется согласно рабочей программы «От рождения до школы» Е. Н. Веракса. В разделе «Художественно – эстетическое развитие» и «Познавательное развитие», где обозначены следующие задачи:
1. Умеет создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).
2. Сформированно умение свободно владеть карандашом, кистью при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально).
3. Осуществляет движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома, оживок (городец) и др.
4. Видит красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствует плавные переходы оттенков цвета.
5. Умеет выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определённого вида.
6. Создает композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывает вылепленные детьми игрушки.
7. Умеет при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
8. Развиты навыки декоративной лепки; использует разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф, применять стеку.
9. Умеет при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
Работа по реализации задач по данному направлению включает в себя:
-организацию предметно-развивающей среды;
-ОВД;
-беседы;
-чтение тематической литературы;
-индивидуальные, дидактические, развивающие игры;
-рассматривание репродукций картин;
- создание индивидуальных и коллективных композиций в лепке, аппликации, рисовании;
-самостоятельная деятельность в уголке художественно – эстетического развития;
-культурно – досуговые мероприятия;
-проектная деятельность;
-работа с родителями.
В группе создана предметно-развивающая среда для формирования у детей художественно - эстетического развития, имеются разнообразные материалы для творчества, наглядный материал, репродукции картин, тематическая литература.
Наглядно-демонстрационный материал
Дымковские игрушки;
матрешка сборная; вышивка, кружево, деревянные игрушки, плетеные корзинки.
пособие «Народные промыслы», «Дошкольникам об искусстве»;
посуда, ложки (хохлома);
малые скульптурные формы;
папка «Книжная графика».
Раскраски:
«Матрешки», «Расписная посуда», «Дымковская роспись», «Гжельская роспись».
Раскрась пластилином «Морские жители», «Необыкновенные птицы», «Домашние любимцы», «Полетели в небо».
Учимся рисовать «Хохломская роспись».
Наглядно – дидактическое пособие «Мир искусства».
Наглядно – дидактическое пособие «Каргополь» - народная игрушка.
Художники-иллюстраторы»;
плакат «Цвета и оттенки»; альбом «Наше творчество».
Демонстрационные картинки, беседы, раздаточные карточки, закладки «Народные промыслы России».
Дети с удовольствием участвуют в беседах по теме «Народные промыслы России» - «Богородская игрушка», «Вологодское кружево», «Гжель», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Жостово», «Лаковые миниатюры», «Матрешка», Павловопосадские платки», «Хохлома». Активно работают в раскрасках «Раскрась пластилином», лепят из глины народные игрушки, развиты навыки декоративной лепки; используют разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф).
Дети активно и с желанием участвуют в художественно - эстетической деятельности. Так на занятии создают узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).
Дети проявляют положительный эмоциональный отклик на предложение поиграть в дидактические игры по художественно - эстетическому развитию. Так же участвуют в изготовлении дидактического материала для занятий.
За период сентября 2019г - январь 2020г. с родителями воспитанников запланирована и проводилась работа по художественно - эстетическому развитию.
17 декабря было проведено родительское собрание
Тема: Способствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников через приобщение к народному творчеству с учётом современных требований.
Информация. Способствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников через приобщение к народному творчеству с учётом современных требований.
Мастер – класс для родителей «Народное творчество. Нетрадиционные техники рисования»
10 декабря 2019 года была дана консультация «Новые технологии в изодеятельности»
9 января 2020 года в уголке для родителей разместила полезные советы «Народное творчество – это актуально».
Запланирована выставка рисунков к 23 февраля и 8 марта, с детьми изготовим семейный абонемент «В гостях у художника» и пригласим родителей.
ВЫВОД: Анализ педагогического наблюдения за индивидуальным развитием детей по художественно – эстетическому развитию в группе «Звездочка» показал следующие результаты: на начало 2019 учебного года – 3 балла (75%, на период февраль 2020 год. - 3,5 б. (88%). Динамика составила - 0,5 б. (13%). Этому способствовала систематическая работа с детьми, используя разнообразные формы работы и инновационные технологии. Дети активно участвуют в играх, беседах, продуктивной деятельности по художественно - эстетическому развитию через приобщение детей к народному творчеству. Индивидуальная работа с детьми планируется в течение всего дня по результатам данных педагогического наблюдения.
Прогнозирование:
1. Продолжать работу по художественно - эстетическому развитию через приобщение детей к народному творчеству с детьми подготовительной группы «Звездочка», используя инновационный подход.
2. Проводить индивидуальную работу с детьми в течение всего дня, согласно результатам данных педагогического наблюдения.