Ольга Маресева
Опыт работы по формированию представлений детей 3–4 лет о здоровом образе жизни посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
По вопросу формирования у детей здорового образа жизни по средством дидактических игр изучила работы педагогов и психологов по данной проблеме
В своей работе я руководствовалась нормативно-правовыми документами Для работы в МБДОУ «Д/С 36» вопрос формирования ЗОЖ особенно актуален, т. к специфика ДОУ – группы оздоровительной направленности.
Публикация «Опыт работы по формированию представлений детей 3–4 лет о здоровом образе жизни посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Темочки
Здоровый образ жизни детей младшего дошкольного возраста – это форма повседневной жизни, направленная на сохранение и укрепление здоровья, с помощью рационального режима дня, развития культурно-гигиенических навыков, здорового и правильного питания, психоэмоционального комфорта, закаливания организма, рациональной двигательной активности, профилактики заболеваний, осуществляемая с помощью компетентных в вопросах здоровья и здорового образа жизни педагогов дошкольной образовательной организации и родителей. (Н. И. Крылова).
Дидактические игры - упражнения специально организованные воспитателем и привнесены в образовательный процесс, и имеющие определенную дидактическую цель. (И. А. Комарова).
Цель моей работы : : формирование представлений детей 3-4 лет о здоровом образе жизни посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Формирование представлений детей о полезной и вредной пище для здоровья человека, о пользе витаминов, через использование дидактических игр;
2. Развитие культурно-гигиенических навыков в процессе дидактических игр;
3. Развитие активности детей в использовании правил здоровьесберегающего поведения в самостоятельной деятельности;
4. Создание предметно- развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
Повышение компетенции семей воспитанников по вопросам формирования здорового образа жизни младших дошкольников
Если в образовательном процессе использовать дидактические игры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, то это будет способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни детей 3-4 лет.
Работа осуществлялась в 3 этапа:подготовительный, основной и заключительный. Направлена на развивающую предметно-пространственную среду, на детей и семьи воспитанников.
Проанализировав развивающую предметно- пространственную среду группы пришла к выводу, что для достижения поставленной мной цели необходимо дополнить её игровыми пособиями, способствующими формированию ЗОЖ. С помощью родителей пополнилось оборудование спортивно-оздоровительного уголка. Дети с удовольствием используют спортивные атрибуты в самостоятельной деятельности (например, массажные перчатки, массажный мяч, с удовольствием играют с песком и водой. Мною были изготовлены и внесены в развивающую предметно-пространственную среду игры на развитие дыхания, мелкой моторики рук, игры, направленные на формирование знаний о пользе правильного питания, правил безопасности. Внесены в среду макеты по временам года, действуя с которыми дети используют здоровье-сберегающие технологии.
Мною была разработана система работы по формированию представлений о здоровом образе жизни детей 3-4 лет посредством дидактических игр, которая в себя включает 3 раздела: «Мой организм», «Будь здоров», «Мы здоровьем дорожим, соблюдаем свой режим». Работа в данной системе поможет сформировать у детей правила здоровьесберегающего поведения и использовать их в самостоятельной деятельности.
В разделе «Мой организм» с помощью игровых ситуаций, чтения художественной литературы, просмотра развивающих мультфильмов дети получили представления о своём организме, гендерном различии. Используя дидактическую игру «День рождения Маши и Андрюши» мы с ребятами закрепляли отличительные особенности девочек и мальчиков. С помощью пазла «Части тела» развивали знания о строении человека. В процессе игры «Что любят зубки» формировали знания детей о полезной и вредной пище.
В разделе «Будь здоров» продолжили тему здорового питания. Мы с ребятами посетили медицинский кабинет, где мед. сестра ДОУ рассказала детям о пользе витаминов и вреде некоторых продуктов, о важности одеваться соответственно погоде, чтобы не переохладиться и не перегреться. Во время беседы-сказки вместе со сказочным персонажем- Витаминкой, дети закрепили полученные знания. В процессе дидактической игры «Живой светофор» дети самостоятельно делят продукты на вредные и полезные. Используя дидактический куб «Азбука здоровья» упражняются в одевании соответственно погодным условиям. Очень важно знание детей правил безопасного поведения на улице. С этой целью я создала игровую ситуацию «На дороге», которая способствует формированию знаний детей о безопасности. Во время игры с лепбуком «Внимание дорога» дети упражняются в пересечении дороги согласно правилам.
Не малое значение для сохранения здоровья, особенно у детей, имеет соблюдение режима дня. Целью 3 раздела «Мы здоровьем дорожим, соблюдаем свой режим» стало формирование представлений детей о режиме дня, активности и отдыхе. Во время практического упражнения в игровой ситуации «Пора спать» пыталась донести до детей понимание необходимости для здоровья дневного сна. Играя в д/и «Что за чем» в непроизвольной форме дети запоминали распорядок дня.
Из-за возникшей пандемии я была вынуждена перестроить заключительную часть своей работы. Вместо запланированных мною дидактических игр провела онлайн зарядку, которую мы выполняли вместе с детьми, с помощью родителей. Такая необычная форма организации оказалась очень интересной. Дети с удовольствием выполняли показываемые мной упражнения.
С целью привлечения к формированию ЗОЖ по средством дидактических игр провела индивидуальные консультации с родителями. Для повышения квалификации в данной проблеме организовала мастер класс для родителей «Играем пальчиками». Родители с удовольствием включились в игры с намерением продолжить их дома с детьми. В завершении встреч провели совместный праздник «Будь здоров».
На заключительном этапе реализовала онлайн совместно с семьями воспитанников проекты: «Если хочешь быть здоровым», «Полезная еда». В своих фотоотчётах и сделанных своими руками газетах родители продемонстрировали поддержания темы ЗОЖ в семье.
В результате проведенной мною работы был получен следующий результат: Дети имеют представления о полезной и вредной пище для здоровья человека, о пользе витаминов;
Культурно-гигиенические навыки развиты соответственно возрасту;
Проявляют интерес к физическим упражнениям и закаливанию;
Проявляют активность в использовании правил здоровьесберегающего поведения в самостоятельной деятельности;
Развивающая предметно пространственная среда пополнилась атрибутами, обеспечивающими формирование здорового образа жизни;
Семьи воспитанников стали проявлять интерес к вопросам формирования здорового образа жизни младших дошкольников.
1. Дети имеют представления о полезной и вредной пище для здоровья человека, о пользе витаминов;
2. Культурно-гигиенические навыки развиты соответственно возрасту;
3. Проявляют интерес к физическим упражнениям и закаливанию;
4. Проявляют активность в использовании правил здоровьесберегающего поведения в самостоятельной деятельности;
5. Развивающая предметно пространственная среда пополнилась атрибутами, обеспечивающими формирование здорового образа жизни;
6. Семьи воспитанников стали проявлять интерес к вопросам формирования здорового образа жизни младших дошкольников.
Свою работу я транслирую на уровне города, области, а также посредством сети интернет.
Составлен перечень литературы, используемой мною в формировании ЗОЖ посредством дидактических игр.